Олег Смолин о горячем питании для начальной школы:
«18 февраля Госдума единогласно приняла в третьем чтении проект федерального закона о внесении изменений в Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и в статью 37 Закона «Об образовании в РФ».
Законом предполагается, что совместными усилиями федерального, региональных бюджетов или за счет средств органов местного самоуправления дети в начальной школе будут получать горячие завтраки.
Закон получил всеобщую поддержку, поскольку был внесен лидерами обеих палат парламента, руководителями всех думских фракций и поддержан президентом в известном послании Федеральному собранию от 15 января 2020 года.
Противником законопроекты был Минфин, который и раньше сопротивлялся подобным инициативам.
Напоминаю: еще в 2002 году группа депутатов комитета по образованию и науке Госдумы третьего созыва, причем от всех фракций, вносила аналогичный законопроект, который предполагал горячие завтраки для всех детей в начальной школе и для детей из малообеспеченных семей в основной и старшей школе.
Законопроект, естественно, был провален правительством.
Затем похожие законопроекты следовали один за другим. В частности, в Законах «О народном образовании» от 2011 года и «Об образовании для всех» от 2016 года (разработаны членами фракции КПРФ) содержались аналогичные положения.
Предполагалось, что федеральный бюджет должен выделять на каждого ребенка в начальной школе и на всех детей из малообеспеченных семей в основной и старшей школе ежедневно по 1% от прожиточного минимума. На современные деньги – от 120 рублей в день.
Плюс деньги из региональных бюджетов.
Кстати, в законопроекте о школьном питании, принятом сегодня Госдумой, не указано, сколько денег должно приходиться на каждого ребенка.
Как обычно, это поручается правительству.
При этом, согласно пояснительной записке к законопроекту, предполагалось, что федеральный бюджет должен выделить около 20 млрд рублей на эти цели. Этих денег явно недостаточно.
Если даже посчитать, что в день на каждого ученика должно приходиться не менее 100 рублей, с учетом пятимиллионного контингента начальной школы и количества дней в учебном году при пятидневной учебной неделе, законопроект в действительности потребует около 100 млрд рублей.
Понятно, что повесить на регионы 80% всех расходов невозможно.
Депутатам предстоит серьезно задуматься, когда будут вноситься поправки в федеральный бюджет 2020 года, а это произойдет скоро.
Между тем мы знаем, что в некоторых регионах пытаются переложить финансовое бремя закона на органы местного самоуправления.
Это нереально, поскольку из всех российских бюджетов единственный, который ломится от денег – федеральный, а самые нищие (даже не бедные, а именно нищие) – муниципальные.
Недавно один из глав органов местного самоуправления в Омской области говорил мне, что даже в 90-е годы ему было легче работать с финансами, чем сейчас.
Тем не менее принятие законопроекта о школьном питании стало одним из главных достижений Госдумы VII созыва. Но очень бы хотелось, чтобы депутаты всех фракций не просто одобряли предложения президента или своих лидеров, но были способны принимать решения тогда, когда они назрели, а не тогда, когда это великодушно разрешил президент.»