Наказывая родителей, вряд ли можно улучшить воспитанность детей

Всероссийское педагогическое собрание поддерживает ужесточение наказания за оскорбления и нападения школьников на учителей, которое предлагает в своем законопроекте Общероссийский профсоюз образования, однако в Национальном родительском комитете назвали эту инициативу недопустимой.

Ранее Общероссийский профсоюз образования опубликовал на своем сайте законопроект, предполагающий усиление ответственности за неуважительное отношение, «выражающееся в форме оскорблений и насильственных действий по отношению к педагогическим работникам». Так, за унижение чести и достоинства учителя на работе предлагают штраф до пяти тысяч рублей, а за нападение на педагога — до трех лет лишения свободы. 

«Всероссийское педагогическое собрание поддерживает этот законопроект… Мне кажется, что данный законопроект освободит или, по крайне мере, защитит учителей от порой безосновательных нападок и унижения достоинства учителя. Это очень важно», — рассказала РИА Новости председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. Она отметила, что это назревшая проблема, общество все чаще становится свидетелем жесткого, грубого отношения к учителям.

«В ряде законопроектов есть пункт, что нельзя оскорблять государственного служащего, нельзя поднимать на него руку или ударять. Здесь Всероссийское педсобрание выступает за то, чтобы приравнять учителя к государственному служащему. Те вопросы, которые касаются его профессиональной деятельности, рассматривать как обязательную государственную функцию. И когда идет определенное вмешательство и невозможность выполнения этой государственной функции, должно соответствующим образом караться, порицаться обществом, и как раз данный законопроект вот это и предусматривает», — считает Иванова.

По мнению председателя Национального родительского комитета Ирины Волынец, этот законопроект — недопустимая инициатива.

«Я очень рассчитываю на здравомыслие наших депутатов, которые, в идеале, даже до голосования не допустят этот законопроект, потому что он предусматривает в себе борьбу со следствием – с детской агрессией, жестокостью, и будет работать на еще большее разобщение школы и родителей. Этот проект вполне может превратить наших учителей в стукачей, которые будут виновниками штрафов, которые являются значительными для небогатых семей, семей из регионов, уже не говоря о тюремном заключении родителей, которые в ситуации с агрессивными детьми тоже являются пострадавшими», — рассказала РИА Новости Волынец.

Она также отметила, что один из главных способов решения проблемы с агрессией — занятость детей во внеурочное время. «Когда ребенок имеет возможность для самореализации в спорте, в каком-то научном направлении, в робототехнике, в IT, в том, к чему у него есть склонности, где он может проявиться как лидер, во всей своей силе, во все своей мощи – это является отличным противоядием против проявления агрессии», — уточняет эксперт.

Олег Смолин:

«

Я понимаю, почему профсоюз выступил с такой инициативой. Он выступил с такой инициативой от безысходности, потому что в современной школе учитель оказался незащищенным человеком.

Но я думаю, что эта инициатива ведет нас не к той системе образования, к которой нужно стремиться. Напомню, у Тараса Бульбы было два сына: герой Остап и предатель Андрий. И если бы тогда действовал предлагаемый здесь закон, то что бы стали делать с Тарасом Бульбой – награждать за Остапа или сажать в тюрьму за Андрия, или бы вывели нечто среднеарифметическое? Я говорю это к тому, что как правило дети, которые оскорбляют учителей, оскорбляют и родителей. Дети, способные применить насилие в отношении учителя, способны его применить и в отношении родителей. И не сложно понять, что эта инициатива действительно усилит конфликт между педагогами и родителями. Вероятно, она же усилит и насилие в семье, ведь если родителя штрафуют, а тем более сажают, не трудно представить, что будет с ребенком. К нему будут применяться в том числе излишне суровые воспитательные меры, что вряд ли продвинет нас к нормальной системе образования.

В любом случае, если речь идет о защите учителей от насилия, то скорее ученика, применившего насилие, надо помещать в закрытое воспитательное учреждение для детей с девиантным поведением. Кстати, такие учреждения у нас в основном расформированы. Но наказывая родителей, вы вряд ли улучшите воспитанность детей.

Что же касается собственно вопроса о защищенности учителя, то я бы начинал с совершенно другого. Во-первых, по всей стране зарплаты и социальные гарантии учителям нужно сделать если не как в Москве, то хотя бы обеспечить половину от того, что имеют москвичи. И второе. По всем возможным информационным каналам необходимо предоставлять слово творческим педагогам, которые рассказывали бы о том, как они работают с детьми, какая это очень трудная, но по-своему замечательная профессия, и почему учителя заслуживают уважения со стороны и родителей, и детей, и всего общества.»

Источник