Олег Смолин предложил отменить ЕГЭ в 2020 году из-за коронавируса. Свое предложение он мотивировал тем, что ЕГЭ заимствован у США, что от него больше вреда нашему образованию, чем пользы. При этом в США этот экзамен в текущем году отменили, поскольку готовиться в режиме самоизоляции сложно, а прогнозировать, когда закончится пандемия сложно. Карантинный режим может продлиться месяц, может больше, может меньше. А если пандемия пройдет поздно, то придётся лишить детей каникул, а учителей отпусков.
Также Смолин отметил, что ученики, готовясь к экзамену удаленно, имеют разные условия и возможности к этой подготовке. Он напомнил, что большинство абитуриентов занимаются с репетитором, и семьи, чьи финансовые возможности ниже, попадают в ситуацию, когда у их детей заведомо ниже шансы. А качество и техническая возможность реализации дистанционного образования сегодня не соответствует требованиям. Сегодня со всей страны нам приходят жалобы на работу образовательных сервисов. То есть мы оказались не готовы к такой ситуации.
Несмотря на это, министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что ЕГЭ не будут отменять из-за пандемии коронавируса COVID-19 — при этом его могут вновь перенести, если эпидемиологическая ситуация не улучшится.
Вместе с тем 6 апреля на портале проектов нормативных правовых актов было был опубликован проект отсроченного ЕГЭ. Так, согласно документу, кампания начнется 8 июня с экзаменов по географии, литературе, информатике, а закончится 11 июля.
Как уточняется в проекте, экзамен по русскому языку состоится 11 июня, по математике базового и профильного уровней — 15 июня. Историю и физику, предварительно, школьники будут сдавать 18 июня, обществознание и химию – 22 июня. ЕГЭ по биологии и письменный экзамен по иностранному языку могут пройти 25 июня, а устный – 26 и 29 июня.
Олег Смолин о дистанционном образовании в России:
«Целиком образование в онлайн не уйдёт, я надеюсь, никогда. А развитие онлайн-образования должно быть пропорционально развитию детей: совсем немного в начальной школе, чуть больше в основной, ещё больше в старших классах и полная свобода в развитии онлайн-образования в высшей школе. В отличие от наших конкурентов у нас нет электронных университетов. Все электронные университеты у нас были либо ликвидированы, либо сами закрылись. Может быть, коронавирус нам прояснит, что необходимо развивать систему онлайн-образования в высшей школе, как делают наши конкуренты. Мы должны создавать своё онлайн-образование, а пока, боясь халтуры в образовании, в России душили электронные университеты. Я думаю, что доля электронного обучения, в частности в высшем образовании и в образовании взрослых после коронавируса повысится».