Более трети россиян считают чрезмерными ограничительные меры, введенные в связи с эпидемией. При этом 65% населения поддержали бы введение жесткого карантина
Как сообщает РБК, таковы данные социсследования, проведенного Исследовательским центром «Ромир» совместно с Gallup International по заказу Фонда развития гражданского общества (ФоРГО). Опрос касался отношения россиян к применяемым мерам профилактики коронавируса, действиям властей, а также того, с какими сложностями и проблемами сталкиваются граждане в связи с эпидемией.
Граждан попросили оценить действия федеральных властей по противодействию распространения коронавируса. Оправданными и адекватными угрозе их назвали менее половины опрошенных — 44%. Еще 27% считают, что меры недостаточные, и полагают, что можно было действовать более жестко. 17%, наоборот, уверены, что меры слишком жесткие. 5% называют их избыточными, считая, что не нужно было делать ничего.
Более трети опрошенных — 37% — считают те или иные из введенных ограничительных мер чрезмерными. Представителей этой группы социологи попросили перечислить конкретные меры, которые они не одобряют. На первом по непопулярности месте оказались режим самоизоляции и штрафы (по 13%), на втором — ограничение передвижения по городу (12%), на третьем — закрытие рабочих мест (11%). Помимо этого респонденты выражают недовольство введением пропускной системы (10%), запретом выходить из дома на улицу (9%) и даже тем, что не был введен режим ЧС (3%).
Введенные властями ограничительные меры полностью или скорее поддерживают большинство россиян — 58%. Еще 28% в чем-то поддерживают, в чем-то нет, скорее не поддерживают или не поддерживают совсем 13%.
Также у граждан интересовались, как бы они отнеслись к тому, если бы власти предложили ввести в стране жесткий карантин и чрезвычайное положение? 65% признались, что их отношение было бы положительным. Об отрицательном отношении сказали 24% граждан.
Олег Смолин о ситуации:
«Мне кажется, этот опрос показывает, что у людей в голове некоторый хаос. С одной стороны, 37% считают, что ограничительные меры в связи с коронавирусом избыточны, а с другой стороны, 65% хотят чрезвычайного положения. Думаю, люди не очень понимают, что значит чрезвычайное положение, когда вся власть отдается военным, и что значит чрезвычайная ситуация, когда это необязательно. Мы знаем, что при чрезвычайной ситуации можно требовать от власти некоторых компенсаций за то, какие потери несет общество. А есть режим повышенной готовности, который сейчас введен, и который мягче, чем ЧП и ЧС, но при этом не позволяет требовать компенсаций за убытки, которые приходится терпеть.
Что касается общей оценки тех мер, которые предприняты в России, то мне кажется, они не всегда учитывают различное положение в разных регионах страны. Одно дело ситуация в Москве, где мы имеем, что называется, горячую пандемию. Другое дело – некоторые регионы, которые копируют меры Москвы, но при имеют гораздо более мягкую ситуацию. Если говорить о том, что у меня вызывает вопросы с точки зрения избыточности мер, то это «перегородки», которые установили некоторые регионы. Допустим, когда ты переезжаешь из одного региона в другой, тебе приходится оформлять пропуск. Если ты переезжаешь из Москвы, то даже если ты проходил тест на коронавирус, ты должен, как правило, две недели отсидеть в карантине.
В связи с этим возникает вопрос, существует ли в стране единое экономическое и социальное пространство, и свобода передвижения. Мне представляется, что федеральная власть не должна была все отдавать на откуп регионам, а должна была установить некоторые общие правила. Пока мы имеем ситуацию, когда некоторые лидеры регионов, например, Рамзан Кадыров, начинают перечить главе правительства Михаилу Мишустину. Нельзя, чтобы страна даже в таких условиях распадалась на удельные княжества.
И самое главное. Если власть вводит ограничения, она должна за это платить. В России есть возможности помочь людям, которые в результате ограничений оказались без работы и без средств к существованию.»