Образовательная политика: подход системный или ведомственный?

Комитет Госдумы по образованию и науке 9 июля рассмотрел и оценил результаты в области образования, достигнутые в 2019 году.

Главным вопросом стало рассмотрение доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2019 году.

Докладчиками выступили: Татьяна Васильева, заместитель министра просвещения Российской Федерации, Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации, Светлана Кочетова, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Докладчики рассказали об основных мероприятиях и направлениях работы своих ведомств по реализации государственной политики в сфере образования в 2019 году. Доклад перед Комитетом был представлен уже 5-й раз, и с каждым разом вопросов к нему становиться все больше.

Выступая на Комитете, Олег Смолин обратил внимание на несколько позиций:

— на подобные заседания необходимо приглашать министров, а не их замов. Поскольку оценивать состояние и перспективы образовательной политики не могут замы, каждый из которых отвечает за конкретное направление;

— обеспечить участие в подготовке подобных докладов представителей Министерства финансов, Министерства труда и Министерства экономического развития, которые отвечают за экономическое обеспечение реализации образовательной политики;

— он также обратил внимание, что данный доклад – «документ по преимуществу ведомственный, между тем системные проблемы образования не могут быть решены только ведомственным способом, отсюда – по большинству случаев отсутствует системный анализ проблем образования». Важнейшими из этих системных проблем Олег Смолин назвал степень финансирования образования, уровень оплаты труда педагогов школ и преподавателей вузов, престижность профессии учителя. Но в докладе толком ни одна из этих проблем никак не освещалась;

— исходя из предыдущей позиции, Олег Смолин предложил использовать при обсуждении не только официальную статистику, в который «все хорошо», но и данные социологических исследований, тех организаций, которые лояльны к власти (ОНФ, ВШЭ, РАНХиГС). Дело в том, что разница в оценке состояния российского образования по официальным данным и данным социологических исследований – это два разных мира. Вспоминается известная формула про ложь, наглую ложь и статистику.

Комитет принял доклад к сведению, но недовольство высказали практически все депутаты. Одной из самых главных проблем сегодня является отсутствие стратегии развития образования, о чем говориться уже давно.