Можно искать шпионов и вредителей, а можно объявить ими всех, а потом делать исключения

В первый рабочий день нового года представители научного сообщества России обратились к правозащитникам с жалобой на законопроект ГД о регулировании просветительской деятельности, принятый Госдумой в первом чтении. Документ предусматривает, что теперь чиновники будут решать, кого и как просвещать. Правозащитники уверены, что это прямая угроза для науки и исследований: Министерство образования и науки будет решать, можно ли школам и вузам участвовать международных научных проектах или нет. Фактически под видом борьбы с лженаукой и пропагандой западных ценностей в школах (оказывается, бывает и такое) добавляется ещё один коррупционный фильтр. 

Авторы законопроекта предлагают наделить федеральные органы государственной власти, которые отвечают за образование, правом координировать участие школ и вузов в международном сотрудничестве «путем выдачи соответствующих заключений».

Российские ученые требуют не допустить дальнейшего прохождения законопроекта, так как возникает серьезная опасность, что «заключения» чиновников коснутся не лженауки и псевдоученых, а станут серьезным препятствием для создания современных научных школ, пишут «Новые Известия».

По мнению Сергея Попова, астрофизика и автора петиции против предложенной законодательной инициативы, принятие такого законопроекта, «откроет путь ряду ограничительных мер, которые негативно скажутся на популяризаторской деятельности в нашей стране».

«Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции и т.п. До 21 января еще можно повлиять на ситуацию. Мы требуем отозвать поправки к закону, учесть голос просветительского сообщества и миллионов россиян, составляющих аудиторию научно-популярных лекций и фестивалей. Законы должны помогать просвещению, а не мешать ему!», — заявил ученый.

Олег Смолин:

«От имени фракции КПРФ я выступал против этого законопроекта, и считаю его крайне вредным по двум основным причинам.

Причина первая отчасти названа нашими коллегами из науки и образования. Законопроект действительно предполагает, что любое соглашение между научными и образовательными организациями, российскими и зарубежными, должно согласовываться с федеральным министерством. Ну например, представим себе, что омская школа собралась обменяться учениками, например, с одной из китайских школ. Для этого ей придется просить разрешение, и даже не у себя в Омске, а в федеральном Министерстве просвещения, и только потом она что-то сможет сделать. Это приведет к тому, что в Министерстве просвещения будут заниматься только согласованием этих бумаг, а школы или колледжи будут получать ответы через несколько месяцев. Это действительно парализует нам международное сотрудничество в просветительской сфере. Поэтому хотел бы обратить внимание моих коллег, авторов законопроекта: наши противники из-за рубежа собираются поставить Россию в положение изоляции, а вы им помогаете!

Причина вторая, и не менее важная. Законопроект совершенно переосмысливает понятие просветительской деятельности. В российской традиции, — философской, педагогической, всякой, — эта деятельность понималась не просто как распространение знаний, но и как выработка определенной гражданской позиции и формирование определенных нравственных качеств человека. Слово «просвещение» в России не зря происходит от слова «свет». Согласно концепции законопроекта получается так, что наши противники занимаются просветительской деятельностью, а мы должны им всячески мешать. То есть, он ставит российскую власть в положение Бенкендорфа, который, как говорят, из творчества Пушкина лучше всего запомнил одну строку: «…души прекрасные порывы», — в том смысле, что прекрасные порывы надо душить.

Поэтому мы считаем, что к просветительской деятельности этот законопроект не имеет никакого отношения. Он не содержит ни одной меры ее поддержки, а содержит только попытки душить «враждебное» просвещение. Причем, под просвещением они очень часто понимают просто манипулирование людьми. Например, Елена Афанасьева, представляя законопроект, вспоминала мусульманских радикалов и ИГИЛ. Причем тут просвещение, мне лично непонятно.

И последнее. Наша страна действительно нуждается в просвещении, потому что уровень грамотности, в том числе научной и исторической, в стране, увы, катастрофически упал. Я напомню, что согласно социологическим опросам, каждый третий гражданин России думает, что Солнце – это спутник Земли. Примерно столько же думают, что вся радиоактивность на Земле – искусственного происхождения, т.е. люди не имеют никаких элементарных знаний в области физики. С точки зрения исторического образования ситуация еще хуже. Половина граждан думают, что в 1917 году царя свергли большевики, т.е. они вообще не понимают, что происходило в нашей стране в это время.

Вместо того, чтобы поддерживать просветительскую деятельность, соавторы законопроекта озаботились только одним: как бы через нее к нам не пробралось чье-нибудь враждебное влияние. Если они озабочены враждебным влиянием, пусть вносят другой законопроект – об ограничении иностранного влияния в образовании. Но просветительская деятельность здесь совершенно не причем, и я считаю, что законопроект вредный.»

Источник