Наказание в квадрате

Август

Руководители Минобразования и науки обладают исключительным талантом удивлять – удивлять сильно, часто и разнообразно. Напомню лишь некоторые события последних восьми месяцев, касающиеся будущего российских студентов и высшей школы в целом.

Согласно «разведданным», полученным автором от высокопоставленных федеральных чиновников, ведающих вопросами образования, новое предложение Министерства выдвинуто не в дополнение, но взамен старого: большинство вузов в регионы теперь передавать вроде бы не собираются. Разумеется, это радует, ибо «сброс» высшего образования с переполненного деньгами федерального бюджета на бюджеты регионов, в большинстве дотационных или депрессивных, сулил многим вузам нищету или ликвидацию. Однако в остальном новый «овощ» старого не слаще, но, может быть, и длиннее. Ведь совершенно очевидно: национальными университетами в абсолютном большинстве станут вузы московские и питерские; вузов федерального значения наберется по 1-2 на субъект Федерации. Все остальные станут готовить за бюджетные деньги «волшебников-недоучек». Тем самым на пути молодежи к полноценному образованию выстраиваются сразу 4 барьера, один из которых территориальный, два – псевдоакадемический и один откровенно экономический.

  1. Согласно Концепции управления имущественными комплексами, финансировать обучение бакалавров предполагается посредством ГИФО на основе результатов ЕГЭ. Последнее из этих сокращений даже некоторые чиновники из Минобразования именуют «безобразием из трех букв». Соответственно, первое еще в большей степени заслуживает быть названо «безобразием из четырех». Действительно, если общенациональное тестирование (не совсем то же самое, что отечественный ЕГЭ) используется во многих странах Запада, то образовательные ваучеры с разным финансовым наполнением, выдаваемые по результатам ЕГЭ, — это доморощенный «велосипед», способный вызвать резкий рост неравенства прав на высшее образование. Совершенно очевидно: в среднем ЕГЭ лучше сдают дети из семей с высокими доходами за счет репетиторов, пейджеров, связей, а то и просто взяток. Они же, получив ГИФО первой категории, будут учиться бесплатно, тогда, как остальным придется за образование полностью или частично платить, если, разумеется, родители найдут деньги. Таким образом, уже на бакалавриат отбор будет происходить в значительной степени по имущественному признаку.
  2. Совершенно абсурдно отказывать студентам из региональных вузов в тех же правах, которые предполагается предоставить обучающимся в национальных университетах или в вузах федерального значения. Вряд ли Министру удастся убедительно объяснить, почему парни и девушки в Смоленске, Хабаровске или моем родном Омске должны платить за образование дипломированного специалиста или магистра, которое москвичи, «питерцы» да и студенты в одном-двух федеральных вузах каждого региона получат бесплатно.
  3. Согласно законопроектам, предложенным Минобразования и науки и депутатами от «Единой России», между бакалавриатом, с одной стороны, специалитетом или магистратурой – с другой, предполагается ввести конкурсный отбор. Другими словами, большинство бакалавров магистрами или специалистами не станут, но окажутся на российском рынке труда с его высокой безработицей и, как показывает статистика, будут испытывать больше сложностей с трудоустройством, чем их коллеги с полноценным образованием.
  4. Наконец, очевидно, что в вузах регионального значения окажутся сосредоточенными студенты из семей с невысокими доходами, а необходимость платить за образование специалиста или магистра станет для них мощным антистимулом получения высококачественного образования. В отличие от математики, умножение четырех отрицательных величин в социальных процессах способно дать не плюс, но лишь гигантский минус – не только большинству студентов, но и человеческому потенциалу страны в целом.

Однако наибольшим потрясением для образовательного сообщества стало транслированное электронными СМИ заявление министра А. Фурсенко о том, что основным критерием эффективности работы вуза станет уровень заработной платы его выпускников. Потрясением, ибо если применить его на практике, придется резко увеличить бюджетную «накачку» вузов финансово-экономических, нефтегазовых и т.п., тогда как медицинские, педагогические, сельскохозяйственные вузы и вузы культуры придется просто закрыть. Как известно, стандартная статистика уровня заработной платы в стране в последние годы выглядит следующим образом: 5-ое место снизу – медицина; 4-ое – наука; 3-е – образование; 2-е культура, 1-ое место снизу – сельское хозяйство. Правда, в летние месяцы работники сельского хозяйства выходят обычно на второе место, оттесняя культуру на первое снизу. Интересно, знает ли об этом министр? Еще более интересно, понимает ли премьер и хоть кто-нибудь в Правительстве, что нельзя войти в информационное общество, основой которого является развитие человеческого потенциала, при нищенской зарплате именно тех, кто этот человеческий потенциал создает?

Итак, по отношению к отечественной интеллигенции власть предлагает политику наказания в квадрате. Сначала тем, кто все еще имеет «безумство храбрых» лечить, учить, просвещать и делать открытия вместо зарплаты устанавливается «пособие по бедности», а затем государство собирается наказать и вузы, которые имеют несчастье готовить будущую интеллигенцию. Круг замкнулся. Если со стороны Министра это неудачный экспромт, то из тех, про которые говорят: молчание – золото. Если же продуманная стратегия — тогда это заслуженная награда для той части интеллигенции, которая в традиции истории города Глупова продолжает теоретически обосновывать и освещать своим авторитетом известную политическую линию: власть – народу, все остальное – власти…

Опубликовано: Класс. — 2005. — № 15. — Август. — С. 3.