Корни и ветви терроризма

Декабрь

Как случилось, что в самом центре Москвы, во Дворце культуры террористы смогли захватить 700 человек заложников? Мы обратились за комментариями к депутату Госдумы О.Н. Смолину.

— Как отреагировала Государственная Дума на террористический акт в Москве?

— Думаю, что главный вопрос остался открытым: как террористы могли оказаться в Москве? После всех акций типа “Антитеррор” около полусотни человек с автоматами Калашникова, в бронежилетах, с килограммами взрывчатки попадают в центр нашей родины и устраивают там террористический акт, равного которому трудно найти в мировой истории терроризма. Наиболее вероятный ответ: по аналогии с Буденовском. Тогда Шамиль Басаев рассказывал всем, как они добрались до Буденовской больницы, раздавая доллары на всех постах, где должны были проверять машины. Похоже, подобная ситуация по всей территории страны от юга и до самого сердца России. В любой другой стране при такой эффективности деятельности Министр внутренних дел, Министр, отвечающий за безопасность, немедленно ушли бы в отставку.

— В последние два года весь мир только и говорит, что о борьбе с терроризмом. Почему так слаба ее результативность?

— Пытаются отсекать отдельные ветви на отдельных побегах мирового терроризма и практически не трогают его корней. США при поддержке коалиции разбомбили Афганистан, свергли режим талибов. Но уже начались нападения на американских солдат, и по оценкам английских экспертов, производство и вывоз наркотиков из Афганистана выросли в 20 раз. Война с Ираком стала такой же пирровой победой над терроризмом, как и война в Афганистане. Саддама Хусейна свергли, но актов терроризма не стало меньше.

Где же корни терроризма? Первый корень – это крайне неравномерное распределение богатства в мире. Мы знаем, что из 6 млрд. жителей на планете 1 млрд. является золотым, живет, если не в роскоши, то, по крайней мере, благополучно. 1 млрд. человек живет относительно прилично, 4 млрд. людей живут в нечеловеческих условиях. Естественно, что в такой ситуации возникает бунт бедных против богатых, причем этот бунт часто приобретает религиозный характер. Это второй корень мирового терроризма. Линиями фронта являются границы цивилизации. В данном случае, мусульманской и христианской цивилизаций, но эти границы не столько географические, сколько культурные внутри самих цивилизаций.

Когда говорят, что Третья Мировая Война началась, это, конечно, преувеличение. Но в этом есть доля правды, заключается она в том, что террористами, например, в США были люди, которые получили образование либо в штатах, либо в Западной Европе, обучились тому, что умеет западная цивилизация, сохранив при этом свои мусульманские ценности. Полагая, что западная цивилизация пытается подавить все другие (это называется глобализм), они решили таким образом мстить ей. Это варварская борьба против достаточно варварской цивилизации. Мне представляется, что до тех пор, пока этого не поймут большинство развитых стран, мы будем сталкиваться с террористическими актами то в одной, то в другой стране. Нельзя рубить отдельные ветви и не выкорчевывать корней.

— Россия по-прежнему является слепком всего мира или у нас есть свои особые корни терроризма?

— Беда России в том, что она пошла по пути отрицательной конвергенции — соединяет беды всего мира, в том числе и развитых стран.

Думаю, понятны корни российских террористических актов. Это Чечня. И дело не в двух чеченских войнах, которые произвело наше правительство. Дело в том, что сама чеченская проблема — это расплата за политику разрушения Советского Союза. Дудаев так и объявил Ельцину: вернись в Советский Союз, тогда мы будем рассматривать вопрос о том, чтобы вернуться в Россию. Можно, конечно, считать это демагогией, но нельзя отказать в логике.

Прибавлю к этому, что, стремясь быстрее сместить прежнее руководство в Чечне, Ельцин и Хасбулатов помогали генералу Дудаеву стать президентом Республики Ичкерия, а когда из Чечни выводились войска, по официальным данным, там оставили примерно половину всех вооружений.

После этого Чечня, естественно, заявила о собственной независимости, последовали две войны. Вторая чеченская война была прямо связана с президентскими выборами 1999 г. На этой войне, как на дрожжах вырос рейтинг нынешнего президента В.В. Путина. Его фраза о том, где и как нужно мочить террористов, обошла все каналы России и всего мира. Увы, теперь мы видим, что террористов “замочить” не удалось, и от Грозного и Буденовска они добрались до самой Москвы.

— А есть ли вообще пути выхода из ситуации, или мы вообще никогда не будем избавлены от терроризма?

— Весь мировой опыт показывает, что одних только вооруженных действий недостаточно. Нельзя думать, что под давлением террористов Россия будет выводить свои войска из Чеченской Республики, но наивно думать, что только методами военного насилия мы сможем освободиться от терроризма. Мы должны помогать восстанавливать экономику, создавать рабочие места для того, чтобы чеченские мужчины кормили свои семьи. Мы должны искать варианты такого правительства, которое представляло бы самые разные чеченские группировки, без компромисса внутри чеченского общества нам решить эти проблемы не удастся.

Беседу вела М. Когут

Опубликовано: Информационный бюллетень “В интересах омичей”. — 2003. — Декабрь.