Февраль
Во вторник, 24 февраля 2004 г. Президент России неожиданно отправил правительство в отставку. Причем практически все министры, кроме Михаила Касьянова, объявили, что это решение правильное и своевременное. По поводу правильности решения, естественно, возникают вопросы. Дело в том, что сам Президент до того постоянно говорил, что Правительство работает неплохо, а иногда даже оговаривался, что хорошо. Поэтому отправлять в отставку хорошо работающее Правительство немного странно.
С другой стороны, на протяжении последних лет трижды коммунисты и единожды “Яблоко” говорили о том, что Правительство работает плохо и его следует отправлять в отставку. Тогда с ними не согласилось абсолютное большинство III Государственной Думы и сам Президент. Что изменилось в феврале, понять сложно.
С третьей стороны, конечно, вызывает удивление реакция министров на отставку их собственного Правительства. Я думаю, что унтер-офицерская вдова, описанная Гоголем, может спокойно отдыхать. Рекорд давно побит.
Наиболее интересный вопрос – это вопрос о своевременности отставки Правительства. Думается, что как раз во времени и кроется понимание того, почему Президент пошел на столь неординарный шаг. Дело в том, что согласно Конституции, Правительство обязано сложить свои полномочия после президентских выборов. Поскольку результат этих выборов предопределен, Президентом в России на второй срок будет избран Владимир Путин, то не позднее 15-го числа Правительство само отправилось бы в отставку. Но почему-то это потребовалось сделать на 20 дней раньше.
Думаю, ответ заключается именно в предстоящей президентской кампании. Случайно или не случайно совпали эти события, но накануне несколько кандидатов в Президенты, а именно: Ирина Хакамада, Сергей Глазьев заявили о том, что могут снять свои кандидатуры с выборов, а Николай Харитонов заявил, что готов это сделать, если такое решение примет Президиум КПРФ. Понятно, что в случае снятия четырех кандидатов, включая Ивана Рыбкина, на выборах остались бы только Владимир Путин, охранник В. Жириновского – Олег Малышкин и Сергей Миронов – дублер Путина. Совершенно очевидно, что в таком случае интрига президентских выборов исчезла бы полностью.
Напомню, что на выборах в Государственную Думу в декабре пришло 56 % избирателей, из которых почти 13 % проголосовали за коммунистов, а за “яблочников” и Союз Правых Сил – около 7 %. В совокупности это составляет около 20 %. Представим себе, что половина этих избирателей не пришла на президентские выборы, и тогда они вполне могут не состояться. Точнее сказать, могли бы не состояться.
Если явка ниже 50 %, назначаются новые президентские выборы. Конечно, Конституция не запрещает Владимиру Путину снова выставиться кандидатом в Президенты России, но с моральной точки зрения это, мягко говоря, не очень удобно.
Думается, если оппозиция действительно хотела высказаться против массовых нарушений демократии, которые были во время думских выборов да в общем продолжаются и сейчас, хотя в несколько меньшей степени, то наиболее эффективным путем для нее было именно снятие кандидатур с выборов. Повторяю, не знаю, какие она решения примет. Поэтому сейчас главная забота администрации Президента, а люди там, безусловно, квалифицированные, оживить выборы, создать интригу, если угодно, впрыснуть некий политический адреналин в сердца российских избирателей, обеспечить их явку и уверенную победу действующего Президента, его прохождение на следующий срок.
Думаю, этим и объясняется то странное время, которое выбрано для отставки Правительства, поскольку Президент должен внести в Государственную Думу кандидатуру нового Премьера, но после президентских выборов отставить его вновь. Две отставки за месяц одного и того же Правительства – это, наверное, мировой рекорд.
Очень важный вопрос, который сейчас обсуждается экспертами: кто же будет следующим Премьером. Эксперты называют разные кандидатуры в зависимости от своих политических взглядов, своих пожеланий и опасений. Среди этих кандидатур значатся следующие:
- поскольку Президент неоднократно высказывался, что реформы будут продолжены, одна из версий – Алексей Кудрин (человек близкий по позиции к Михаилу Касьянову, но из питерской команды);
- другая версия, прямо противоположная – это Сергей Иванов. В этом случае, Алексей Кудрин, скорее всего, мог бы при нем занять должность первого вице-премьера, обеспечивающего это самое продолжение реформ;
- третья называемая кандидатура, это Шувалов, который возглавлял правительственную комиссию по подготовке проектов по основным направлениям дальнейшей внутренней политики и в принципе тоже вполне подготовлен к тому, чтобы продолжать курс;
- четвертая кандидатура, которую иногда называют в кулуарах, это Юрий Лужков. Логика такая: Юрий Михайлович на следующих выборах не сможет конкурировать с Президентом, а будущий Премьер не должен быть конкурентом. И плюс высвобождается Москва для кого-нибудь из питерской команды.
- пожалуй, экстравагантный вариант предложил начальник аппарата Правительства Волин, который заявил, что может вернуться и сам Касьянов. Если это произойдет, то, скорее всего, после президентских выборов, т.е. сначала назначат в качестве Премьера некую кандидатуру Х, буквально на 2 недели. А после президентских выборов может вернуться и сам Михаил Касьянов. Назначать его повторно перед выборами невозможно, это будет восприниматься как фарс, а после выборов Президенту это никто не запрещает. Думаю, что все-таки эта версия сравнительно маловероятна. Учитывая, что если не сам Михаил Касьянов, то, по крайней мере, часть российского бизнеса называла его как возможного преемника или альтернативу Путина. С другой стороны, Михаил Касьянов, как известно, выходец из той группы, которая условно называется “Семьей” (не в биологическо-родственном, но в другом специфически российском или итальянском смысле). Поэтому, вариант экстравагантный, но маловероятный. Думаю, что Премьер сменится, но курс продолжится и будет даже ужесточен.
Как приверженец активной социальной политики, полагающий, что в России курс слишком правый, что в нем слишком мало представлены интересы большинства населения, я думаю, что предложенная комбинация, во-первых, говорит о том, что Владимир Владимирович – талантливый безопасник. Никто из министров не ожидал отставки в такое время, об этом говорят данные ими интервью. С другой стороны, я думаю, что это акция, которая должна обеспечить высокую явку на выборы. А с другой стороны, она должна обеспечить Президенту возможность проведения того же или, может быть, даже более жесткого социального курса.
Не опубликовано.