Изменение международной ситуации требует от нас изменений во внутренней политике

Добрый день, уважаемые земляки!

Вся страна обсуждает решение Государственной Думы по поводу признания независимости Абхазии и Южной Осетии, ждём реакции президента. Политологи говорят, что оценка будет 50 на 50. На мой взгляд, нам просто не оставили выбора. Саакашвили поставил Россию в такое положение, что она должна была либо признать себя третьестепенной державой, о которую можно вытирать ноги, либо вмешаться в конфликт, ну, а дальше можно спорить о том, не достаточно сильно или слишком сильно она в него вмешалась. Не многие понимают, что изменение международной ситуации требует от нас изменений во внутренней политике. Мы держим за рубежом огромный Стабилизационный фонд, на следующий год опять планируем 2 триллиона рублей загнать в иностранные ценные бумаги, а можно ли в такой ситуации, как сейчас, это делать? Я уж не говорю о том, что у нас очень много людей, остро нуждающихся в деньгах, и наши экономика, наука, образование в них нуждаются. Надо понять, в каком случае Россия сможет занять такое место на международной арене, что с ней будут все считаться.

В 21 веке никаких великих сырьевых держав быть не может. Великой может быть только научно-образовательная держава, высокотехнологичная, а значит нам нужен научно-образовательный прорыв.

Между тем, пока, по-моему, российские власти это не осознали, более того, в следующем учебном и календарном годах российское образование ожидают сразу четыре удара, если нам не удастся резко изменить ситуацию.

Вступает в силу Закон о едином государственном экзамене. И если до сих пор, в условиях так называемого эксперимента, парень сдавал на двойку — ему ставили три, то дальше такого не будет. А вот этим летом, между прочим, 25% детей провалили литературу, 23% — математику, 11% — русский язык и от 6% до 15% — другие предметы, которые они сами же выбрали. Это значит, что если немедленно не изменится законодательство, то в следующем году почти половина детей получит вместо аттестата «волчий билет» и не сможет продолжить учёбу ни в техникуме, ни в вузе. Либо неквалифицированная работа, либо армия – других вариантов у ребят не будет.

Некоторое время назад с нами встречался министр финансов А. Кудрин и объявил, что в следующем году в регионы на то, чтобы поднимать заработную плату учителю, врачу, работнику культуры, социальному работнику не выделяется из федерального бюджета ни рубля. Каждый регион должен решать эту проблему самостоятельно. Хотя деньги у нас все стягиваются в федеральный центр. Получается, в федеральных больницах, вузах, учреждениях культуры предполагается увеличить фонд зарплаты на 30%, а в регионах как хотите, так и выкручивайтесь. Это недопустимо.

В следующем году вступает в силу Закон о двухуровневом высшем образовании, по нему большинство наших студентов будет учиться на год меньше, а те, кто захотят получить полноценное образование, вынуждены будут за это платить. Хотя уже сейчас на внебюджетной основе у нас учится более 60% всех студентов, а в Германии свыше 90% учится за счёт государства.

Сравнительно недавно министр образования и науки А. Фурсенко заявил о том, что в стране слишком много вузов, около тысячи, надо их количество сократить до 150-200, то есть в 5-6 раз. Я подготовил министру Депутатский запрос по этому поводу под заголовком «Не надо кошмарить образование» и главный смысл задаваемых мною вопросов: где будут учиться ребята, которые живут не в столицах нашей страны, если 5 из 6 вузов будут закрыты? Ответ, который даёт министр: одни надо закрыть, другие превратить в техникумы, а третьи сделать филиалами других университетов, абсолютно не устраивает. Мы идём не в сторону общества знаний, а в противоположном направлении.

3 сентября Андрей Фурсенко будет у нас в Государственной думе, и мы эти вопросы ему зададим. Мы также предложим поправки в бюджет 2009 года, которые предполагают, чтобы на заработную плату в регионы тоже были выделены средства. Цена вопроса 500 млрд. руб. Но дополнительные доходы бюджета следующего года ожидаются на уровне 2 триллионов.

Мы сделаем всё, что от нас зависит, чтобы курс российской образовательной, научной и вообще социальной политики изменился в пользу человека.

Эфир: Радио ГТРК «Иртыш» (Омск). – 2008. – 26 августа.