Встретившись с коллективом редакций журнала «Бизнес-курс» и газеты «Ваш Ореол», депутат Госдумы РФ Олег Смолин рассказал журналистам о мэре, губернаторе, президенте, а также, почему у его сына Евгения бизнес малый, а не крупный.
В самом начале встречи Олег Смолин немного разминается, рассказывает о своей работе и о том, что депутаты, избранные по одномандатным округам, имели большую связь с избирателями, нежели «списочники».
– Когда отменяли одномандатные округа, я позволял себе вольные шутки в Госдуме: «Коллеги, половина населения страны в партии не верит. Почему вы принудительно загоняете население в партии? Вы еще примите закон о принудительном исполнении супружеских обязанностей». Я еще тогда не знал, что спустя два месяца Мексика действительно такой закон примет.
Я не исключаю, что одномандатные округа могут вернуться. По крайней мере, «Единой Россией» такие разработки ведутся. Они считают, в каком случае получится больше депутатских мандатов?
– Олег Николаевич, вы не раз говорили, что в России нет свободных выборов… Как же вам тогда удается побеждать?
– (Смеется.) Вы хотите, чтобы я похвалил собственную команду? Возможно, потому, что работали не только перед выборами в Омске. Использовали те возможности, что оставались на телевидении. Хотя семь минут раз в два месяца в дневное время, когда люди на работе, – это ничто. Притом что на всех выборах у нас было меньше ресурсов, чем у соперников. Я напомню, в 90-м году моим основным соперником был председатель облисполкома Леонид Полежаев. В 93-м – мэр Омска Юрий Шойхет. В 95-м году – Михаил Полторанин. Кстати, надо отдать должное и Полежаеву, и Полторанину – выборы велись без всякой грязи. В 2003 году моим соперником был Хабулда Шушубаев, и многие СМИ давали результаты социсследований о том, что Шушубаев везде опережает Смолина. Я по этому поводу позвонил своему знакомому, он говорит: «Если бы он им больше заплатил, то не на 3% бы опережал, а намного больше». Поэтому исключения подтверждают правила.
– Вы упомянули о Леониде Полежаеве… В свете уже многолетних слухов о его возможной отставке могли бы вы назвать кандидатуру, которую считаете самой подходящей?
– Одна из версий, которая всерьез рассматривается и в Администрации Президента, – Олег Денисенко. В свое время были разговоры и с Николаем Харитоновым. Олега Денисенко считаю неплохой кандидатурой. Какое решение будет принято – мне трудно сказать. Боюсь ошибиться, а не потому, что хочу скрыть.
– А вы бы сами хотели стать губернатором?
– Нет. Мне кажется, что я нахожусь на своем месте. В данной ситуации губернатором должен быть человек, который имеет серьезный опыт работы в экономике.
– Когда в последний раз вы общались с Леонидом Полежаевым?
– Во время президентского послания Дмитрия Медведева в Кремле. Губернатор увидел моего помощника, которого он давно знает, и подошел к нему. Естественно, стал здороваться и со мной. Мы слегка пообщались. Губернатор спросил: «Что не заходишь, Олег Николаевич»? Я отвечаю: «Как только пригласите, приду с большим удовольствием». После этого мы приехали в Омск, передали в аппарат губернатора, что Смолин готов встретиться с губернатором, как только он того пожелает. Но звонков из аппарата губернатора не было.
В 2003 году Леонид Полежаев трижды в СМИ говорил: «Я не знаю, чем Смолин занимается в Москве». Но в политике тот, кто руководствуется обидами, тот не политик. Поэтому я давно забыл. Хотя мне кажется противоестественной ситуация, когда я везде заявляю, что в интересах нашего региона готов работать с любым уровнем власти – от губернатора, до главы сельской администрации. Но мне в Омской области, видимо, не прощается просто наличие собственного лица.
– А что касается муниципальной власти… Позиция омского обкома по участию в выборах мэра в марте 2010 года до сих пор непонятна. Как вы считаете, целесообразнее коммунистам пропустить выборы?
– Пока решение не принято, мне неправильно было бы отвечать на этот вопрос. Ждем решения обкома КПРФ. Видимо, это может зависеть в том числе и от конкретных договоренностей между руководством компартии и действующим мэром. Пока могу сказать одно – по моей информации, на одном из совещаний «Единой России» было высказано недовольство тем, что мэр начал выдвижение кандидатуры, не дождавшись команды сверху. Это я знаю достоверно.
– А как вообще относитесь к г-ну Шрейдеру?
– Я считаю, что Виктор Шрейдер – человек с высокими деловыми качествами. Вместе с тем, я не могу быть полностью доволен ситуацией в городе. В том числе понимая, что бюджет Омска хоть и вырос, но значительно меньше бюджета Новосибирска.
– Вы упомянули, что одно из условий того, будут ли коммунисты участвовать в выборах или нет – наличие договоренностей…
– Про политические договоренности повторяю слова непопулярного классика: «Есть компромиссы и компромиссы». Все зависит от того, какого рода компромиссы достигнуты. Например, в Новосибирске в свое время КПРФ не выдвигало кандидата в губернаторы. И я понимаю, почему. Степень политической свободы несопоставимо больше для деятельности КПРФ и вообще любой оппозиции в Омске. Лучше всего, если договоренность будет публичной. Но если, скажем, она появляется между мэром и обкомом КПРФ, я не уверен, что Шрейдера не начнут «мочить» с какой-нибудь другой стороны.
– Мы обсудили мэра, губернатора… А что можете сказать о нынешнем президенте? Сначала Дмитрий Медведев никем не воспринимался как самостоятельная фигура.
– Есть такая шутка, возникшая почти сразу после появления тандема. Когда две бабушки сидят на завалинке. Одна говорит: «Слушай, милая, горячей воды нет, квартплата растет… Давай напишем президенту». «А может, сразу премьер-министру?».
Лидирующие позиции в тандеме, на мой взгляд, сохраняет Владимир Путин. Мы знаем, хотя я не могу подтвердить это ссылкой на официальные источники, что между командами двух лидеров отношения усложняются. Что касается их личных отношений: по-моему, пока тандем работает успешно. Но с точки зрения СМИ произошли некоторые изменения. Если прежде многие федеральные каналы вели передачи по принципу: «Это все о нем, и немного о погоде», то теперь – «это все о них, и немного о погоде». Путина показывают вторым, но, на мой взгляд, в более выгодном ракурсе.
По слухам, недавно люди из команды премьера сказали людям из команды президента: «Вы не должны забывать, что вы на один срок».
– Вопрос по вашей профильной теме. Как оцениваете результаты ЕГЭ?
– В Москве выходит в рамках предвыборной кампании статья «К барьеру, г-н министр», где я предлагаю министру Фурсенко сдать экзамен по русскому языку и соответственно пойти на прямой эфир для обсуждения наших позиций. Сам я ЕГЭ по русскому языку прорешал. Абсолютно убежден, что обычный диктант проверяет грамотность несравнимо лучше.
– В одном из интервью вы говорили, что у вас висит ковер с изображением поэта Сергея Есенина. Как вообще относитесь к поэзии, к омским поэтам, к Аркадию Кутилову, например?
– Русская литература – это мой любимый предмет. Я готов был бы с современными выпускниками, сдавшими ЕГЭ, посоревноваться в том, кто помнит столько же стихов из школьной программы, сколько я. Что касается Кутилова – это тот редкий случай, когда я не вполне согласен с одним из моих любимых преподавателей педуниверситета, который не ставит Кутилова в самый первый ряд омских поэтов. Я бы поставил в самый первый. Мне кажется, это поэт милостью божьей. Читателю порой сложно определить что-то неуловимое, что отличает настоящую поэзию от рифмованных слов. Кутилов – это, бесспорно, настоящая большая поэзия.
– Олег Николаевич, в заключение несколько слов о себе… Увлечения, семья?
– Увлечений достаточно: физическую форму стараюсь поддерживать за счет плавания. В свое время был перворазрядником по шахматам, был чемпионом института по шахматам. К сожалению, уже довольно давно перестал участвовать в турнирах. Но люблю шахматы, периодически играю в уме со своими товарищами. Закончил музыкальную школу по классу баяна. До сих пор умею играть. Параллельно выучился играть на фортепьяно, на выпускных экзаменах в музыкальной школе играл «Фантазию ре минор» Моцарта. Мою преподавательницу обругали: «Зачем такие вещи даешь непрофессионалу?». Но все дружно поставили пять. На 37-м году жизни выучился не играть, а сам себе аккомпанировать на гитаре. Друг-музыкант сказал: «Что, совсем с ума сошел, на 37-м году в руки гитару брать?». Сын руководит небольшой туристической компанией. Была забавная ситуация, когда у меня в кабинете после очередных слушаний собрались представители серьезного бизнеса. Входит мой сын. Я говорю: «Представляю вам сына – Евгения Смолина. Представитель бизнеса, к сожалению, малого». Он говорит: «Ну, ты же принадлежишь к политической оппозиции, поэтому у меня бизнес малый». Мне возразить было нечего.
Подготовили Наталья Коробова, Станислав Жоглик
Опубликовано: Бизнес-курс. – 2009. – 9 сентября. – № 34. – С. 38-40.