Для депутата Госдумы Олега Смолина командировки – дело привычное. Но дважды в месяц он приезжает в родной Омск. На его счету 95 законопроектов и 17 принятых законов. Почему немного? В один из недавних визитов в наш город он сказал, что депутатская работа, как труд Сизифа — катишь камень, знаешь, что сорвется, и все равно катишь. О том, что удалось «закатить», – в интервью с ним.
– Олег Николаевич, какие есть подвижки в законопроектах, защищающих пенсионеров и инвалидов, ведь вы говорите, что в первую очередь отстаиваете их интересы?
– Пенсии нищенские, пенсионная реформа несовершенна. Например, усиливается разрыв между теми, кто много работал, и теми, кто много учился. Реформа пока обесценивает образование. Ее суть можно выразить «формулой»: кто не учится, тот ест. Но шаг вперед сделан. Так, вводятся доплаты до прожиточного минимума пенсионера. В Омске это 4015 рублей (цифра за 1 квартал 2009 г.).
В тяжелом положении инвалиды. Я выступал против введенного в РФ понятия «утрата трудоспособности», которую определить невозможно, так как получалось, что полностью нетрудоспособен только труп. В Зеленограде живет мой приятель, незрячий массажист. После того, как ему ампутировали ногу, его 3 степень нетрудоспособности пытались изменить на вторую. По мнению медиков социальной экспертизы, отрезанная нога повысила его трудоспособность! Степени утраты трудоспособности нашими стараниями ушли в прошлое, остались только группы инвалидности, их три. У тех, у кого первая и вторая, выше пособие.
– А что можете сказать по поводу закона о квотировании рабочих мест для инвалидов?
– Когда я в правительстве выступал по этому вопросу, мне говорили: «У нас и так вся промышленность лежит на боку, ты хочешь еще заставить их трудоустраивать инвалидов». До 2005 года действовал очень прогрессивный с нашей точки зрения закон о соцзащите инвалидов: при 30 работниках одно рабочее место нужно было квотировать для инвалидов. К сожалению, сейчас норму с 30 подняли до 100 и исключили положение о том, что если предприятие не выполняет положение, то должно перечислять деньги в соцфонд либо тем предприятиям, которые создают рабочие места для инвалидов… Я отправил запрос правительству Госдумы и Совет Федерации – как у нас в аппарате квотируются рабочие места для инвалидов. Получил в ответ: они работают по закону о правительстве и закон о соцзащите инвалидов им не указ.
– Говорят, что в следующем году правительство планирует «заморозить» зарплаты педагогов и госслужащих… А учителя жалуются на низкие доходы. Эта проблема в поле вашего зрения?
– В отношении госслужащих я согласен, но вознаграждение за труд учителя остается нищенским. Я обошел кабинеты представителей правительства, был у замминистра образования. Ситуация такая: Москва кивает на регионы, мол, не нужно их развращать, мы губернаторам деньги дали, а дальше они пусть сами решают – ремонтировать сараи или повышать зарплату педагогическим работникам. Впервые бюджет отказался помогать регионам повышать зарплату педагогам, работникам культуры и социальным работникам. К тому же мы постоянно киваем на Запад, но хорошего от этого не получается. Учительница недовольна тем, что премию ей будет согласовывать родительский комитет. Есть практика такая в США, но если б учитель получал хотя бы 1000 долларов… Когда учитель зарабатывает чуть выше МРОТ (4800 рублей), люди возмущаются – зачем так долго учиться, чтоб так мало получать? Вспоминаются строки Омара Хайяма: « Пока на школу не назначена цена, Просить у власти хлеб она должна. Наверно, школа плохо власть учила, Коль милостыней жить принуждена!..».
– А у депутатов зарплата из-за кризиса не снизилась?
– Нет. Сократились канцелярские расходы. Нас перевели на электронное обеспечение. Понижен класс, которым мы можем летать в командировки.
– «Депутат» – это не профессия. Если вы уйдете из политики, чем будете заниматься?
– У меня есть профессия. Я действующий профессор ОмГПУ, член-корреспондент Российской Академии образования. Когда закончится политическая работа, буду заниматься преподаванием.
Ольга Ермоленко
Опубликовано: Хочу работать. – 2009. – 14 сентября. – № 67. – С. 5.