Олег Смолин: С моей точки зрения, в этом году произошли, пусть небольшие, но положительные подвижки в отношении пресловутого ЕГЭ. Я имею в виду три позиции.
Первая, нашими усилиями принято решение, согласно которому, больше не будут заставлять сдавать ЕГЭ тех, кто закончил школу до 2009 года и к ЕГЭ не готовился. Понятно, что закон не должен иметь обратной силы. И понятно, что к ЕГЭ нужна специальная подготовка. По крайней мере, ни министр образования Андрей Фурсенко, ни депутаты Государственной Думы, многократно приглашавшиеся мной вместе сдать ЕГЭ по русскому языку, такого желания не выразили. Для других – пожалуйста, себе – нет.
Второе, математики избавили в этом году детей от наиболее отупляющих тестоподобных заданий в ЕГЭ по математике. Считаю это полезным. Надо то же самое сделать для других естественнонаучных дисциплин.
Третье, принято решение, правда, оно, видимо, вступит в силу со следующего года, включить элементы устного экзамена по иностранному языку. Это тоже хорошо, надо то же самое сделать по истории, литературе и обществознанию, где невозможно заталкивать умение рассуждать, способность к мышлению в однозначные ответы.
Далее, с точки зрения законодательства, в этом году объявлена президентская программа «Наша новая школа». И все было бы хорошо, но беда в том, что на программу, на всю программу «Наша новая школа» выделено только 15 миллиардов рублей. На самом деле, этих денег, если их разумно потратить, хватит только на то, чтобы обеспечить школу учебниками. Если мы поставим задачу реализовать программу «Безопасная школа», то это на один федеральный округ нужно порядка 12 миллиардов рублей. Умножьте это на 8, получим результат. То есть программа «Наша новая школа» в лучшем случае – выставочный вариант. Пока создадут несколько новых умных зданий, закроют новые сотни, как бы не тысячи сельских школ.
И, наконец, в этом году, как известно, объявлен в России Год учителя. Я бы тоже этому радовался, если бы не три обстоятельства. Во-первых, федеральный бюджет страны второй год подряд, на памяти моей 20-летней работы в парламенте впервые такое случилось, отказывается помогать регионам повышать зарплату учителей. И в итоге зарплата учителей второй год подряд в большинстве регионов по сравнению со страной будет снижаться. Второе, Государственная Дума, вероятно, скоро будет рассматривать законопроект о фактической ликвидации, то есть передаче в регионы льгот для сельского учителя. Между прочим, цари эти льготы устанавливали, генеральные секретари эти льготы устанавливали, современная российская власть полагает, что это слишком большая роскошь. Хотя не думаю, что денег при царях и генсеках было больше. И третье, в этом году в пять раз сокращены расходы федерального бюджета на поддержку лучших учителей России. Это, конечно, символическая вещь – с миллиарда до 200 миллионов рублей, но действительно символическая. Потому что если даже такие вещи в Год учителя сокращаются, то, на мой взгляд, лучше было Год учителя не объявлять, чем в Год учителя учителям же выворачивать карманы. Это неправильно.
Эфир: Радио «Свобода». – Классный час. – 2010. – 30 мая.