Тамара Ляленкова: Так получается, что воспользоваться льготой при поступлении, хотя бы в некоторые вузы, ребятам с ограниченными возможностями скорее всего удастся, если, конечно, новый закон об образовании, проект которого выложен на сайте Министерства, не отменит этих самых льгот. Выход из ситуации предложил заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации Олег Смолин.
Олег Смолин: Начну с того, что я категорический противник отмены льгот при поступлении в профессиональные учебные заведения для людей с инвалидностью, которые предусмотрены проектом нового большого федерального закона об образовании. Да, действительно, в свое время, когда мы учились, это было давно, в советский период, мы поступали в вузы без всяких льгот. Но та система была эголитарной, то есть направленной на обеспечение равных возможностей. Современная российская образовательная система, по признанию международных организаций, это система, которая фактически является элитарной, то есть уровень неравенства возможностей в образовании превышает допустимые пределы. Поэтому ликвидировать так называемую позитивную дискриминацию, то есть отменять льготы, в такой ситуации было бы абсолютно неправильно. Что вместо этого я предлагаю? Исхожу из того, что вопреки модным разговорам, люди с инвалидностью, абитуриенты с инвалидностью не могут никак занять большое число бюджетных мест. По моим данным, ни в одном регионе более полутора процентов абитуриентов инвалиды не составляют. Иное дело, когда возникла система ЕГЭ, абитуриенты с инвалидностью, как и другие, стали подавать сразу с размахом, подавать так подавать – МГУ, Петербургский университет, в РУДН, МГИМО и в другие наиболее продвинутые и престижные вузы. И действительно, по некоторым специальностям в некоторых вузах количество льготников оказалось сравнимо с количеством бюджетных мест.
Как решить эту проблему? Я предлагаю, на мой взгляд, простую схему. И это было озвучено на Коллегии Минобрнауки, на Президентском совете по делам инвалидов. Я предлагаю, не отменяя ни в коем случае льготы для инвалидов, дать Министерству образования и науки право устанавливать квоты по отдельным специальностям в отдельные вузы. Например, инвалиды в России составляют 10% от населения, грубо. Вот установить 10-процентную квоту для льготников в некоторые вузы, например, в Московский и Питерский университеты по некоторым специальностям, которые должно отобрать Министерство образования и науки. Мы обязаны помочь каждому инвалиду получить профессиональное образование. Но если ты хочешь получать профессиональное образование непременно в МГУ, тогда или укладывайся в квоту, или сдавай экзамены, как мы это делали когда-то, без льгот. То есть эта система, сохранив социальную направленность действующего законодательства в отношении инвалидов, с другой стороны сняла бы все вопросы в этой области.
Но мало помочь студенту с инвалидностью поступить в вузы. Мы считаем, что нужно помочь ему и на протяжении обучения в вузе. Например, сейчас, согласно действующему законодательству, в полтора раза увеличивается академическая стипендия студента, но она меньше, чем социальная. Мы полагаем, что должна увеличиваться минимум в полтора раза социальная стипендия студента с инвалидностью. Это одно. И мы полагаем, что студент с инвалидностью должен получить поддержку в части технических средств обучения. На Коллегии Минобрнауки я, например, предлагал простую программу – ноутбук за счет бюджета каждому студенту с инвалидностью. Кстати, во Франции бесплатный ноутбук получает каждый студент вообще, независимо от того, есть у него инвалидность или нет.
Эфир: Радио «Свобода». – Классный час. – 2010. – 19 сентября.