Персона недели: Дмитрий Ливанов, министр образования

О. Бычкова – Такое складывается впечатление, что у Государственной думы, в частности, – ну и не только у нее – все время нужно, чтобы была какая-нибудь страшилка. Это был Зурабов, это была Голикова, а теперь это Дмитрий Ливанов. Скажите, пожалуйста, претензии только у КПРФ и ЛДПР есть к министру образования?

О. Смолин – На самом деле министру Ливанову не повезло. Совпали совершенно разные претензии к нему из разных фракций. Если «Единая Россия» и ЛДПР в основном недовольны историями с диссертациями, и, на мой взгляд, зря недовольны. И в последнее время еще Народный фронт высказал недовольство по поводу исполнения поручения президента по школьной форме. На мой взгляд, школьная форма – дело двадцать пятое для российского образования. Фракции и системные оппозиции КПРФ и «Справедливая Россия» выдвигают к Ливанову, по крайней мере, пять основных претензий. Претензию первую вы уже озвучили. Это история с Академией наук, уникальная ситуация для нашей вертикали, … вице-президентов выступили с протестом, а единственный в мире Нобелевский лауреат и одновременно депутат Жорес Алферов отказался от должности председателя Общественного совета Минобрнауки.

Вторая претензия – это, конечно, закон об образовании, который вступает в силу с 1-го сентября и позволит поднять плату за детские сады в пять раз, сократить число бюджетных студентов. Лишил права на льготное поступление детей-сирот и так далее.

Третья претензия – это школьный стандарт, который по заключению Российской академии наук позволит школьнику получить аттестат зрелости, не изучив ни физики, ни химии, ни биологии, ни литературы, как отдельного предмета, ни истории, заменив их другими предметами.

Следующая претензия – это мониторинг, о котором отчасти говорили, согласно которому 136 вузов российских, в том числе передовых, были объявлены неэффективными. Ну, и наконец, соответственно, последняя претензия, так называемая дорожная карта, которая в случае ее реализации к 18 году сократит число российских учителей на 90 тысяч, а вузовских преподавателей почти наполовину, если быть точным – на 44%. Претензий много.

В. Герасимов – Скажите, вы сказали, совпали эти вещи. Они совпали или это самое министерство и его глава как бы одновременно ведут войну, ведут действия на всех этих фронтах?

О. Смолин – Ну, претензии возникли, конечно, не самопроизвольно. Министр образования и науки умудрился настроить против себя самые разные политические силы. Одни, на мой взгляд, не по делу, а другие за, действительно, серьезные ошибки.

В. Герасимов – С чем это связано? Это просто такие психологические вещи?

О. Смолин – Нет, я думаю, это довольно такая, прямолинейная линия министерства. Хотя, я бы должен был сказать, что целый ряд претензий, которые выставили системная оппозиция – они ведь связаны не с личной деятельностью министра – это курс правительства. «Дорожная карта» – курс правительства. Закон об образовании – это курс правительства. Наверное, если бы Ливанов сам принимал решение, закон был бы лучше. Но там есть еще Минфин и другие ведомства, поэтому просто министр оказался на острие этого недовольства.

О. Бычкова – Ну вот, вы сказали, что зря депутаты, недовольные всей этой историей с плагиатом, диссертациями. Почему зря? Вы считаете, что тут правильно министерство образования поступает?

О. Смолин – Я не знаю, какова роль министерства образования и науки. Я просто считаю, что с диссертациями депутатов и чиновников давно пора наводить порядок. Совсем не обязательно каждому чиновнику или депутату быть кандидатом или доктором наук. Кто может – пусть будет, а кто не может…. Говорят, там, у Филиппова есть желающие отказаться от должности, степени кандидатов и докторов, испугавшись, что их тоже разоблачат. Хотя, с другой стороны, мы понимаем, что программа «Антиплагиат» не выносит окончательного решения. Это основания для дальнейшей работы. Но, тем не менее – основание.

О. Бычкова – Как вы думаете, наверное, это последнее, о чем мы вас сейчас хотели бы спросить, – как дальше будет эта история развиваться с отставкой министра образования? Потому что, понятно, что «Единая Россия» не даст отставить министра, поскольку вот уже Дмитрий Медведев сказал, что этого не будет.

О. Смолин – Мне трудно прогнозировать ситуацию. На самом деле в «Единой России» есть разные точки зрения. И на недавнем отчете правительства все четыре фракции – что крайне редко бывает – высказали недовольство действиями министра.

О. Бычкова – А Медведев сказал по-другому.

О. Смолин – Получилась так, что фракция не очень согласна со своим лидером Дмитрием Медведевым.

О. Бычкова – То есть, вы думаете, что еще будут какие-то инициативы Государственной думы по тому, чтобы добиться….

О. Смолин – Я не исключаю даже совместных обращений депутатских фракций по этому поводу.

Эфир: Радио «Эхо Москвы». – Сканер (совместно с агентством «Интерфакс»). – 2013. – 19 апреля.