Минтруд разработал антикоррупционные поправки, по которым руководители государственных и муниципальных учреждений (к ним в том числе относятся директора школ, главврачи больниц, заведующие детсадами) должны сообщать о своих расходах, расходах супругов и детей.
Глава комитета ГД по труду Ярослав Нилов считает некорректным одинаковые требования ко всем по отчётам, так как не слышал о том, что «директора школ занимаются безмерной коррупцией, у них на счетах огромные деньги, огромные дома, яхты, лакшери-отдых или что заведующая детсадом жила не по доходам».
По его мнению, директоров школ и их семьи нельзя сравнить с муниципальными предприятиями, например, в сфере ЖКХ, или ректорами вузов, руководителями департаментов образования, и к вопросу определения категорий нужно отнестись осторожно.
По действующему законодательству руководители учреждений, в отличие от чиновников, сейчас обязаны отчитываться только о доходах и имуществе. По подсчётам РБК, под новые требования могут попасть 200 тысяч россиян.
Между тем Минобрнауки РФ подготовило проект постановления правительства, согласно которому кратность предельного соотношения зарплаты руководства и сотрудников составит 1 к 12. Проект документа опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения.
– Соглашусь с Ярославом Ниловым в том, что нельзя сравнивать доходы и коррупционные возможности руководителей муниципальных предприятий и директоров школ. Может быть, подобная отчетность целесообразна для директоров школ в крупных городах, например в Москве. Но такие нововведения можно установить законами конкретных субъектов РФ.
Что касается директоров сельских школ или школ в малых городах, да и в некоторых миллионниках, то им особо нечего декларировать и при желании даже трудно что-нибудь украсть.
Я знаю, что в моем городе Омске есть проблема с привлечением кадров на должность директора школы.
Иногда получается так, что учитель при большой нагрузке зарабатывает больше директора, поэтому плодить бесконечные бумаги на фоне разговоров о дебюрократизации, на мой взгляд, бессмысленно.
Теперь относительно разрыва в области оплаты труда руководителей вузов и сотрудников. Здесь следует различать конкретные ситуации. Если имеется в виду минимальная заработная плата, которую могут получать представители технического персонала – условно говоря, 15 тысяч рублей, а зарплата ректора в 12 раз больше, то есть составляет 180 тысяч рублей, то это небольшая разница.
Если речь идет о сравнении зарплаты преподавателей с заработной платой руководства, мне кажется, разрыв в 12 раз – это очень много.
Когда я работал ассистентом в вузе, моя зарплата составляла 140 рублей, в то время как ректор получал 700 рублей, или в 5 раз больше, но не в 12.
Когда я начинал работать учителем школы, моя зарплата за ставку составляла 100 рублей. Соответственно директор школы с хорошим стажем получал 350 рублей, то есть в 3,5 раза больше.
Напомню, что и в большинстве социальных государств Европы эти различия тоже колеблются от 3 до 5 раз.
Поэтому стоит задуматься не о предельном соотношении зарплат руководителей и сотрудников, а о повышении зарплаты сотрудников, что приведет к сокращению разрыва.
Когда мы говорим с Минфином об увеличении расходов на образование, нам отвечают, что ректоры получают до миллиона рублей.
На что мы резонно возражаем: ректоры не сами себе устанавливают зарплату, этим вопросом занимается профильное министерство.
Поэтому упрекать руководителей вузов в том, что им установили высокую зарплату, неправильно – надо упрекать ведомство за то, что оно дает им такие возможности.