Информационное общество и информационные технологии в образовании

. Москва. ВВЦ. Первая Международная конференция «Стандартизация информационных технологий и интероперабельность»

Моё выступление посвящено образовательным информационным технологиям и нашим перспективам в этой области.

Совершенно очевидно, что среди тех, кто заинтересован в стандартизации информационных технологий, образованию принадлежит одно из первых мест. Но, между тем, мы должны констатировать, что, по различным международным рейтингам, по уровню информатизации образования мы занимаем места в седьмом десятке (67-е место). При этом, согласно Докладу об индексе развития человеческого потенциала, по уровню развития образования мы находимся на 15 месте. Это лучший показатель из трёх составляющих индекса развития человеческого потенциала (например, по долголетию мы 114-е).

Мне довелось быть одним из главных лоббистов поправок в образовательное законодательство, связанных с информационными технологиями, называемых телекоммуникациями. Это произошло пять лет назад, но я до сих пор помню, какого труда стоило согласовать позиции различных заинтересованных сторон, в частности правительства, администрации президента и т. д., для того, чтобы этот закон был принят.

Представляя его в Государственной Думе, я позволил себе заявить, что вообще имею в образовательной политике репутацию главного консерватора среди реформаторов и главного реформатора среди консерваторов, но, вместе с тем, представляю закон, который, быть может, является одним из самых реформистских (в хорошем смысле) для нашей системы образования. Почему? Дело в том, что многие эксперты в области информационных образовательных систем полагают, что как для доиндустриального общества была характерна система «учитель – ученик» (пример Сократа и его учеников), как для индустриального общества была характерна классно-урочная система, так для будущего общества наиболее типична будет именно система информационных технологий. В этом есть изрядная доля правды, и очень многие страны мира придерживаются именно этих позиций. Мы, конечно, понимаем, что никакие новые технологии не заменят живого общения, и культурологи справедливо замечают, что в мире репродуцированной культуры человек всегда будет скучать по живому общению, но, тем не менее, информационные технологии – это наиболее быстро развивающаяся система в современном образовании.

На мой взгляд, информационные технологии в образовании могут дать несколько вещей.

Во-первых, образование перестаёт зависеть от места нахождения обучающихся, обучение может быть организовано по экстерриториальному принципу. Для России с её огромными просторами это имеет особое значение.

Во-вторых, появляется возможность индивидуализации обучения, что повышает качество образования.

В-третьих, снижается зависимость качества образования от состава преподавателей, находящихся в данном географическом пункте. Дистанционные технологии дают возможность выбора профессоров и преподавателей и, тем самым, обеспечивают сравнимое качество преподавания на всей территории с большим количеством малых поселений. Например, всем известный С.П. Капица читает лекции в Современной гуманитарной академии, и не только в ней, и тем самым его лекции становятся доступными многим гражданам и не только нашей страны.

В-четвёртых, за счёт тиражирования лекций на электронных носителях возникает возможность экономии, а, значит, и ценЫ платных образовательных услуг. Вместе с тем, мы должны понимать, что на первых этапах становления телекоммуникационных систем требуются большие затраты, большие вложения в материальную базу.

В-пятых, расширяется возможность получения образования для инвалидов и других лиц с особыми образовательными потребностями. Конечно, надо стремиться к тому, чтобы любое учебное заведение было доступно для лиц с ограниченными возможностями здоровья, однако на практике мы знаем, что даже Государственная Дума не вполне для этого оборудована.

В-шестых, мы получаем дополнительный шанс к реализации известного лозунга ЮНЕСКО «Образование – через всю жизнь». Кстати, РФ, к сожалению, остаётся, кажется, единственным государством Европы, где не принят специальный закон об образовании взрослых. Дистанционные образовательные технологии позволяют образовывать людей в самом разном возрасте.

И, наконец, седьмая позиция заключается в том, что наше образование является вполне конкурентоспособным, и дистанционные технологии повышают возможности экспорта нашего образования при его сравнительно невысокой цене.

Какие проблемы стоят перед нашим образованием в плане использования информационных технологий? Из наиболее важных я бы назвал четыре.

1. Финансы. Я уже говорил о принятии поправок к Закону «Об образовании». Для того, чтобы он был принят, мы вынуждены были согласиться с предложением наших коллег и прописать в законе, что внедрение таких технологий не предполагает дополнительные повышенные нормативы финансирования.

Убежден: современная Россия имеет все возможности для того, чтобы сделать рывок в сторону информационных образовательных технологий, электронного обучения. Хотел бы напомнить, что на конец 2007 г. размер резервного фонда предполагается более 3 трлн. руб., на 2010 г . – 4,5 трлн. руб., хотя даже такие яркие либералы, как Е. Гайдар или А. Илларионов, считают, что дальнейшее накопление резервного фонда бессмысленно.

2. Налоговая система. Мы, пожалуй, единственная страна, из претендующих называться цивилизованными, где образование пытаются обложить налогами наравне с коммерческими организациями. У нас уже появилось немало государственных вузов, которые платят налогов больше, чем получают денег из бюджета. Не раз мне доводилось слышать от людей, имеющих отношение к высшему образованию, что, например, компьютер российскому вузу обходится примерно в два раза дороже, чем вузу немецкому. И это результат действующей налоговой политики.

Все мои предложения по поводу того, чтобы освободить образовательные учреждения от разного вида налогов (последнее такое предложение вносилось мною совместно с депутатами различных фракций, а также с Председателем Совета Федерации С. Мироновым), были провалены большинством Государственной Думы, я думаю, по соответствующему заключению правительства.

3. Законодательство, связанное с использованием авторского права. Я думаю, что когда четвёртая часть Гражданского кодекса вступит в силу в январе 2008 г., мы получим немало проблем, связанных с развитием информационных технологий в России. Я не принадлежу к поклонникам той версии четвёртой части Гражданского кодекса, которая принята у нас, я придерживаюсь прямо противоположных взглядов: следует различать использование чужих авторских достижений в коммерческих и некоммерческих целях. И если при коммерческом использовании чужих авторских разработок необходимо платить, без всякого сомнения, то, что касается использования чужих авторских разработок в целях собственного развития, то, с моей точки зрения, это стоит приветствовать. По крайней мере, я свои книги выставляю в Интернет и радуюсь, если студенты из них что-то используют в своей учёбе.

4. Консерватизм. Развитие законодательства о телекоммуникационных технологиях в образовании происходит медленно не только по уже названным причинам объективного свойства, но и по причинам человеческой психологии. Мне представляется, что здесь важную роль должны сыграть средства массовой информации, рассказывая о том, какие дополнительные шансы появляются с их введением у людей, принадлежащих к различным общественным группам, и у отечественных учебных заведений.

Короче говоря, мы рассчитываем на вас, уважаемые участники конференции, на ваше содействие в проведении тех законов, которые должны приблизить Россию к информационному обществу. А другого пути, по моему глубокому убеждению, у нас нет. Я не верю, что можно быть Великой энергетической державой в ХХI веке, но убежден, что Великая держава может быть только научно-технологической, а, значит, образовательной!