. Москва. МГТУ им. Н.Э. Баумана
Из выступления на Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных дисциплин в технических вузах в современных условиях»
Развитие научных парадигм в социогуманитарном знании в России и в мире в последние 20 лет происходило в различных, едва ли не противоположных направлениях. В России на рубеже 1980-х годов сокрушительной критике был подвергнут марксизм. Его объявили экономическим детерминизмом. После чего в нашей стране был введён как основа практической политики самый примитивный экономический детерминизм, который мы называем монетаризмом. Монетаризм представляет собой самую грубую форму экономического детерминизма и исходит из того, что главным в развитии общества является не просто экономика, но её денежная составляющая.
Напомню, что современный экономический кризис демонстрирует странности экономического монетаризма. Согласно классическим представлениям экономического монетаризма, доллар должен падать. Поскольку Соединённые Штаты имеют колоссальный государственный долг около 8 трлн. долларов плюс 700 млрд. выделили, но потратили только половину, в виде плана Полсена; поскольку банки разоряются и т.д., доллар должен падать. Доллар вместо этого растёт. Наоборот, согласно классической теории монетаризма, современный рубль должен укрепляться, ибо существует колоссальный Стабилизационный Фонд, колоссальные валютные резервы (именно из этого исходил Министр финансов Алексей Кудрин), однако рубль по отношению к доллару падает. Долго ли это будет продолжаться – увидим, но это – некоторое свидетельство высокой методологической способности монетаризма.
В то время как в России был введён самый примитивный экономический детерминизм в виде монетаризма, во всём мире, напротив, от экономического детерминизма сделан шаг к социально-экономическому. Я имею в виду известные доклады ООН о развитии человека. Когда создавались эти доклады, исходили из того, что экономический рост не обязательно тождественен человеческому росту. Многие исследования показывали, что периодически экономический рост бывает связан с ухудшением социального положения и социального самочувствия человека.
Возможно, преподаватели технических, естественно-научных дисциплин со мной не согласятся, есть известная шутка, что все науки делятся на три категории: естественные, неестественные и противоестественные. Я защищал кандидатскую и докторскую диссертации по противоестественной науке – по философии. Берусь утверждать, что с моей точки зрения, преподавание гуманитарных наук в технических вузах крайне полезно. Позволю себе некоторую аргументацию по этому поводу.
Первое. Образование формирует не только специалиста, но и многосторонне развитую личность. В этом смысле социальные науки, безусловно, полезны.
Второе. Говорим о формировании гражданского общества. Спросите студентов – знают ли они элементарную вещь: о различии между левыми и правыми. Убедитесь, что большинство этих различий не знают. Как они при этом голосуют на выборах, тайна сия велика.
Два прагматических соображения, которые должны делать руководство технических вузов заинтересованными в преподавании социогуманитарных наук.
Первый аргумент принадлежит Эйнштейну, который заявлял: «Достоевский дал мне больше, чем Гаусс». То есть признано психологами, что развитие воображения, связанное с гуманитарными знаниями, очень полезно и математику, и инженеру, и специалисту в области технических наук. Поэтому я приветствую, что в МГТУ им. Баумана регулярно проводятся встречи с представителями искусства, классические концерты и многое другое. Уверен, что это отзовётся и на том, как будет устроено воображение инженера.
Второй аргумент принадлежит Дэйлу Карнеги: в рыночной экономике даже успех работы инженера более, чем наполовину зависит не от его технической подготовки, а от его умения общаться.
Мог бы продолжать, но этого достаточно.