Дети-инвалиды вновь не угодили ГПУ

Декабрь

В Международный День и Российскую Декаду инвалидов более чем уместно будет вспомнить о печальной судьбе российского закона “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)”. Закон был подготовлен в 1994–95 годах. Он получил блестящую европейскую экспертизу. В заключении Европейской ассоциации образовательного права было даже сказано, что этот закон может стать модельным для других стран. Законопроект успешно “прошел” Госдуму и Совет Федерации в 1996 году, но получил вето Президента Б.Н. Ельцина. Затем повторно “прошел” через Парламент спустя три года и вновь получил Президентское вето.

В декабре 2000 г. В.В. Путин встречался с группой руководителей общероссийских общественных организаций инвалидов, куда были приглашены и “думские” депутаты-инвалиды. Президент страны согласился с моим предложением о необходимости продолжить согласительные процедуры по закону о спецобразовании. Такое поручение было дано и Президентской администрации. Десять месяцев она собиралась с силами, шесть месяцев шли согласительные процедуры, девять месяцев согласованный текст закона ждал подписи в Президентской администрации. Нам же представляется, что за девять месяцев можно не только документ подписать, но и ребенка родить.

Совсем недавно Госдума получила от госпожи Л. Брычевой, начальника Главного государственного правового управления Президента России, документ о том, что теперь этот согласованный текст согласованным не считают. Таким образом, предстоят новые согласительные процедуры, причем предложения ГПУ не сформулированы в явной форме. Сколько времени это продлится, неизвестно, а между тем 28 ноября Президент встречался с инвалидами.

Закон “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья” чрезвычайно важен. Это большой серьезный текст, тщательно выверенный с экспертами. Отмечу только три важные его позиции.

Первая — социальные гарантии. Закон определяет категории, в частности, детей-инвалидов, которые находятся и должны находиться на полном государственном обеспечении. В числе этих лиц – дети с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, глухие и слабослышащие, с аутизмом и некоторые другие. Это положение важно, поскольку в условиях своеобразно понимаемой рыночной реформы постоянно предлагается со всех, с кого можно и с кого нельзя, брать деньги за обучение. Кстати, вето Президента не предъявляет претензий к этой норме.

Вторая – выбор модели образования. Известно, что существует три модели организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Модель, условно называемая советской: обучение в специальных образовательных учреждениях. Американо-скандинавская: обучение среди детей, не имеющих ограничений по здоровью. Европейская, смешанная, модель: развитие одновременно и специальных образовательных учреждений, и интегрированного обучения. В период подготовки закона его разработчики испытывали довольно сильное давление со стороны “маятника” обратно качнувшегося общественного сознания в сторону американо-скандинавской модели. Однако выбрана была европейская, т.е. идти путем реформы, сохраняя существующую в стране и неплохо работающую сеть специальных образовательных учреждений, и вместе с тем открывая дорогу интегрированному обучению. Именно поэтому Европейская ассоциация образовательного права дала высокую оценку нашему закону.

Третья – финансирование. Не секрет, что в последние годы многие лица, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, испытывают проблемы с обучением, поскольку специальные школы размещены не во всех субъектах Федерации. Прежде всего это относится к школам для незрячих и глухих детей. Возникает проблема: как ребенка из региона, в котором отсутствует школа, направить в другой регион. Обычно одни региональные власти требуют денег, другие региональные власти денег платить не хотят, а дети остаются без образования. Разработанный закон решает эту проблему: финансирование школ для детей с нарушениями зрения и слуха будет осуществляться за счет не только регионального, но и федерального бюджета. Тем самым предполагается, что снимется острота проблемы, и в принципе школе будет практически все равно – из какого региона, своего ли, соседнего, принимать ребенка.

Мы считаем, что вложения в образование – это инвестиции в будущее. Именно поэтому представляется, что дети с проблемами здоровья, получившие образование, смогут затем не просить деньги у государства, а зарабатывать себе сами, станут полноценными гражданами и в конце концов помогут своей стране.

В заключение отмечу одну интересную деталь. В России обычно употребляют термин “инвалиды”, на Западе предпочитают понятие “лица с ограниченными возможностями”. Российские же инвалиды в недоумении: почему наши возможности ограничены? Поэтому название закону подбиралось особенно тщательно и сформулировано четко – “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья”. В последние два года государство отвернулось от инвалидов, и многим из них ограниченные возможности здоровья приходится преодолевать неограниченными возможностями духа.

Опубликовано: Управление школой. — 2002. — 1-7 декабря. — № 45. — С. 4 (под заголовком “Инвалиды вновь не угодили ГПУ”).