Отраслевая система оплаты труда: думские новости

Январь

Как уже знает читатель, среди пяти “угроз” российскому учителю в 2003-м году одна из главных заключалась в попытке перехода на отраслевую систему оплаты труда. Мы уже говорили, что в принципе эта идея правильная, однако разработанная Министерством труда концепция страдает двумя трудноизлечимыми “заболеваниями”.

Во-первых, попытки отменить государственные гарантии в области заработной платы. Правительство соглашается гарантировать во всех регионах лишь минимальную зарплату, которая составит с октября текущего года 600 рублей. А во всем остальном – давать регионам рекомендации, на основе которых они сами будут строить системы заработной платы. Поэтому фактически, называя свою концепцию отраслевыми системами оплаты, Правительство ведет речь о региональных или даже муниципальных системах.

Последствия вполне понятны. Регионы-доноры от этого ничего не потеряют, скорее выиграют. А регионы дотационные и депрессивные, которых абсолютное большинство, безусловно, проиграют.

Во-вторых, попытка ввести новую систему оплаты труда практически при тех же деньгах. Не раз говорилось, что Правительство предлагает повысить заработную плату педагога на 33 % с октября, тогда как со времени предыдущего повышения прожиточный минимум в стране вырастет на 40 %. Следовательно, учитель в плановом порядке должен стать беднее.

В последнее время в борьбе вокруг перехода на отраслевую систему оплаты труда появились серьезные новации. 14 января Профсоюз работников народного образования и науки пикетировал Государственную Думу и Министерство труда. В самой Думе проходили Парламентские слушания по этой проблеме. Их ход во многом показателен.

Депутаты практически всех фракций высказывались против отраслевой системы по модели Правительства: Ирина Хакамада (“Союз правых сил”), один из лидеров “Яблока”, председатель Комитета по образованию и науке Госдумы Александр Шишлов, Тамара Плетнева (фракция КПРФ), Олег Шеин (группа “Регионы России”) и др. В результате рекомендации парламентских слушаний получили ряд важных положений. В частности, Комитет предложил Правительству в 2003 году провести обычную индексацию заработной платы, переход же на отраслевую систему считать возможным с 2004 или 2005 года, как предлагали некоторые участники слушаний, но лишь при двух условиях.

Первое — увеличение фонда заработной платы, включая тарифную и надтарифную часть, не менее, чем в два раза.

Второе – сохранение федеральных гарантий, установление на уровне Федерации минимальных размеров всех ставок и окладов в системе образования. При этом регионы и органы местного самоуправления, где им позволяют финансы, вправе увеличивать заработную плату бюджетникам.

В поддержку Комитета высказалось Министерство образования России, что бывает нечасто, поскольку внутри Правительства существует очень жесткая дисциплина, а обычно тех представителей министерств, которые нарушают единство правительственной команды, подвергают серьезным санкциям.

Выступая на Парламентских слушаниях, помимо предложений, включенных в рекомендации, я внес ряд других. Например, подготовку силами Комитета специального законопроекта об отраслевой системе оплаты труда в образовании, парламентского запроса на имя Касьянова по этому вопросу и приглашение его на пленарное заседание Государственной Думы.

На следующий день, 15 января, в день открытия весенней сессии Госдумы 2003 года, такое предложение было внесено мной при обсуждении повестки дня. После бурных дискуссий нам удалось набрать минимальное необходимое количество для принятия решения и пригласить на 12 февраля Михаила Касьянова в Государственную Думу. К сожалению, полное единство депутатов на парламентских слушаниях не подкрепилось при голосовании о приглашении премьер-министра. Довожу до читателя результаты голосования (по выступлению “за” приглашение): ЛДПР – 100%, Компартия – 99%, Агропромышленная группа – 98%, группа “Народный депутат” – 93%, “Регионы России” – 64%, “Союз правых сил” – 6%, “Единство” – 1%, “Яблоко” – 0%, “Отечество – вся Россия” – 0%.

Думаю, эти результаты позволяют читателю понять разницу между заявлениями и реальной позицией депутатских фракций и групп. В целом складывается такое впечатление, что в предвыборный год наша Государственная Дума, обычно голосующая за все, что ей предлагают сверху, не пропустит правительственный закон о переходе на отраслевые системы оплаты труда, если там не будет реальных дополнительных денег и гарантий сохранения уровня заработной платы по всей стране. Это именно то, чего требуют профсоюзы работников образования, науки, культуры и медицины, уже договорившиеся об акции протеста в феврале. Будем надеяться, что вопрос удастся урегулировать парламентским путем, поскольку он в принципе предпочтительнее подобных акций.

Думаю, в 2003 году перехода на отраслевые системы оплаты труда не будет. И это тот самый случай, когда можно сказать: не было бы счастья, да несчастье помогло. От приближающихся выборов в Государственную Думу учителя получают первые скромные результаты.

Опубликовано: Управление школой. — 2003. — 16-22 января. — № 3. — С. 4 (под заголовком “Отраслевая система оплаты труда”).