“Комиссия по пессимизации”: наука

Июнь

Недавно в Государственной Думе под председательством Геннадия Селезнева прошла презентация журнала “В мире науки” (Scientific American), в которой участвовали депутаты, ректоры государственных и негосударственных вузов, ученые Академии наук. Презентация вылилась в обсуждение проблем не столько самой науки, сколько государственной политики по отношению к ней. Эта политика, как и политика в области образования, за последние тринадцать лет более чем парадоксальна. Назову лишь некоторые ее парадоксы, которые могли бы быть отнесены и к политике в других областях социальной сферы.

Парадокс первый — квазиэдипов комплекс. Пожалуй, никогда еще в российском правительстве не было столько людей с научными степенями и званиями. И, пожалуй, никогда еще в мирное время не наблюдалось такого обвального сокращения расходов на науку. По Думе ходит легенда, как Виктор Черномырдин, в бытность его премьером России, однажды на заседании Правительства якобы спросил: “Поднимите руку, у кого здесь нет ученой степени”. Не поднялась ни одна рука. “Так за что же вы так науку ненавидите?”.

Хорошо известно, что критическим для национальной безопасности показателем считается 2% бюджетных расходов на науку. По Закону “О науке и государственной научно-технической политике” таковых должно быть 4% федерального бюджета. На деле – 1,7. Но и это еще не все. Откроем уже цитировавшийся в “Управлении школой” протокол Правительственной Комиссии по оптимизации бюджетных расходов, которую в “Управлении школой” мы однажды называли “комиссией по пессимизации”. Первый пункт предлагает “представить в Правительство РФ предложение о внесении изменений в Федеральные Законы “О науке и государственной научно-технической политике” и “О высшем и послевузовском образовании”. Предусмотреть при этом исключение из законодательства положения о доли расходов на науку в общих расходах федерального бюджета”. Таким образом, Правительство хочет получить полную свободу рук и отнять у науки последнюю надежду на нормальное финансирование.

Не менее интересен второй парадокс. Его можно сформулировать словами Р. Рейгана: во властных элитах России “правая рука не знает, что делает крайне правая”. Предложение комиссии тем более странно, что на совместном заседании Совета безопасности России, президиума Госсовета и Совета по науке и высоким технологиям при Президенте России в марте прошлого года, было принято решение к 2010 году довести бюджетные расходы на науку до 4%, то есть хотя бы с опозданием на пятнадцать лет, но исполнить закон. Сейчас это решение предлагается пересмотреть.

Третий парадокс — преумножение критикуемых ошибок. Как известно, советскую систему активно критиковали за обесценивание квалифицированного труда. Теперь труд интеллигенции вообще и ученых, в частности, обесценен как никогда прежде. Зарплата в науке сократилась, по меньше мере, в три раза. Она, правда, выше зарплаты в образовании, но все равно приходится на четвертое место снизу по уровню оплаты труда среди профессиональных отрядов России.

Точно так же критиковали советскую систему за идеологический подход к решению практических проблем. Скажем, за стремление национализировать все и вся. Однако если тогда успехи реформ определялись процентом коллективизации, то теперь — процентом приватизации. Судите сами. Открываем пятый пункт упоминавшегося протокола: “Целесообразность приватизации или ликвидации государственных научных организаций, осуществляющих научные исследования исключительно по направлениям, не входящим в список приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, а также в перечень критических технологий Российской Федерации, утвержденных Президентом РФ”. Между прочим, этот самый перечень пересматривается постоянно. Что будут делать господа из Правительства, если направление будет признано приоритетным, а научные организации, которые им занимались, уже ликвидированы? Ответить на этот вопрос невозможно.

Ясно, что приватизация в России стала самоцелью и заменила практическую эффективность. Однако то, что предлагается от имени Правительства, превосходит самые смелые действия квазиреформаторов 1990-х годов. Снова процитирую протокол: “… возможность приватизации государственных унитарных предприятий за исключением предприятий, осуществляющих исследования, преимущественно связанные с обеспечением безопасности страны”. Надо иметь в виду, что большинство российских государственных научных центров – это государственные унитарные предприятия. Поэтому кампания по приватизации ГУПов может привести к катастрофическим последствиям.

Парадокс четвертый – казарменный либерализм и либеральный социализм. Российский парламент, который ругали за засилье “левых”, плохо ли, хорошо ли сохранял налоговые льготы для образования. Теперь Правительство, считающееся либеральным, вместо того, чтобы дать людям возможность зарабатывать, пытается лишить их такой возможности, а потому отменило большую часть налоговых льгот для научных организаций.

Наконец, пятый парадокс – вхождение в цивилизацию по попятной траектории. Понятно, что количество людей в сфере науки не всегда пропорционально научным результатам, и не каждый человек со степенью является ученым. Тем не менее общая тенденция цивилизации – наращивание работ и финансирования в секторе науки. Если посмотреть прогнозы специалистов по информационному обществу, становится ясно: в будущем обществе от 60 до 90% всего населения должны составлять люди с высшим образованием или учеными степенями. В России Правительство стимулирует прямо противоположные тенденции.

Подобная политика, конечно, путь не в информационное общество, а в позапрошлый век. Единственный шанс сохранить российских ученых – создать для них достойные условия работы и жизни в стране. Экономия на науке обернется невосполнимыми потерями. Уверен: реализация идей правительственной “комиссии по пессимизации” в отношении науки окажется катастрофой еще глубже, чем в образовании.

Опубликовано: Управление школой. – 2003. – 1-7 июня. — № 21. – С. 4.