Эх, и отпразднуем! Но что?

Декабрь

24 декабря, в день предновогоднего банкета, думское большинство не только принимало подарки, но и одарило народ. Во втором и третьем чтениях сразу приняты поправки к Трудовому кодексу, которыми была изменена система праздничных дней, пережившая не только смену советских лидеров, но и “смуту” 1990-х. Главных изменений три:

  • удлинение новогодних каникул ценою отмены выходного дня 2 мая (война – картошке, мир – Канарам!);
  • отмена Дня Конституции 12 декабря (объяснения председателя Комитета по труду и социальной политике А. Исаева насчет того, что День Конституции предполагается сохранить в качестве памятной даты, лишь укрепляют подозрения в том, что Конституцию собираются пересматривать: основной закон вроде бы еще жив, но его уже предлагают поминать);
  • 4 ноября вместо 7.

Ключевым в думских дискуссиях стал именно вопрос об отмене 7 Ноября – Дня Октябрьской революции – и введение нового праздника, который обозначен как День народного единства и будет отмечаться 4 ноября. При этом дискуссии проходили по двум линиям сразу.

Представители левых думских фракций требовали сохранить празднование 7 Ноября, использую, главным образом, три аргумента:

  • демократический: Законодательные Собрания 49 субъектов РФ из 89 высказались против его отмены;
  • моральный: абсолютное большинство единороссов и жириновцев в свое время были членами КПСС, а практически 100% — пионерами и комсомольцами, т.е. первую половину карьеры сделали на коммунизме, а вторую – на антикоммунизме;
  • исторический: общепризнанные в мире достижения СССР (большой России) в советский период.

Действительно, трудно оспорить утверждение знаменитого философа и диссидента Александра Зиновьева о том, что этот период есть высший взлет российской истории. Никогда еще страна наша не была второй промышленной державой мира. Никогда еще не выигрывала она такой великой войны, как Великая Отечественная. По историческому масштабу подвигу советского народа в 1941-1945 уступает даже победа над Наполеоном героев 1812: в конце концов, Наполеон принес многим народам Европы более прогрессивный общественный строй (говоря модным языком, рыночную экономику), тогда как Гитлер распространял по миру лишь порабощение и смерть. Никогда еще с нашей страной не связывали столько надежд выдающиеся умы человечества, цвет интеллигенции Запада. — Все это правда, как правда и то, что никогда еще за великие достижения державы народу не приходилось платить такой великой ценой.

Впрочем, удивляться тому, что новая (точнее перекрасившаяся) политическая элита отменяет праздник, который отмечала полжизни, не приходится. Необычно здесь лишь одно: как правило, символы прежней революции отменяются новыми революционерами (контрреволюционерами, реставраторами и т.п.). В данном же случае революционеры ельцинского призыва сохранили 7 Ноября, хотя и под другим названием, тогда как лидеры новой волны, которых обычно обвиняют в реставрации “проклятого советского прошлого”, на это решились. Однако и здесь есть логика: тем самым они признают себя “правопреемниками” не 1917, но, скорее, 1937, не Ленина, но Сталина, не революционного романтизма, но псевдогосударственного консерватизма.

Введение нового праздника едва ли не символичнее отмены старого. Дело в том, что 4 ноября (22 октября по старому стилю) никакого завершенного политического события в Росси не произошло. Действительно, по некоторым данным, ополчение Минина и Пожарского в этот день штурмом овладело Китай-городом. Однако после этого поляки держались в Кремле, как написано в последнем школьном учебнике, около месяца, а по свидетельству учебника вузовского, – четыре дня. Иначе говоря, праздновать изгнание польских интервентов следовало бы либо в начале декабря, либо 8 ноября, т.е. непростительно близко к отмененному празднику!

К этому стоит добавить еще два обстоятельства. Во-первых, кажется, до сих пор никто еще не праздновал начало осады города или крепости как день разгрома неприятеля. Напомню: знамя победы появилось над Берлином 30 апреля, но день победы мы отмечаем 9 мая. Между началом осады Трои и ее падением и вообще прошло 10 лет. Во-вторых, определить точную дату освобождения Москвы более чем проблематично. Так, самый авторитетный на Западе энциклопедический словарь французского института Лярус “Хронология российской истории” утверждает, что польский гарнизон капитулировал 17 октября по старому стилю, или 27 – по новому. Ту же версию подтверждает участник событий французский мушкетер Жак Маржерет. Многие авторитетные советские авторы использовали формулу: Москва была освобождена не позднее 26 октября. Большинство очевидцев событий конкретных дат не указывают вовсе. Потому время и называется смутным, что его отличала повышенная даже по нашим отечественным меркам неразбериха. В такой ситуации понять, что мы собираемся праздновать, вообще вряд ли возможно.

Когда эти аргументы были изложены мною на пленарном заседании ГД 24 декабря, представлявший официальную позицию А. Исаев ответил примерно следующее: время действительно было смутное, но дата 4 ноября названа руководством православной церкви как день обретения Чудотворной иконы Казанской Божьей матери. Потому на ней и остановились. Это похоже на правду. Оказывается, Минин и Пожарский имеют к празднику весьма косвенное отношение, впрочем, как и поляки, изгнанные из Китай-города, но не из Кремля. Российская элита фактически решила ввести в стране, наряду с Рождеством, второй государственный православный праздник. При этом мусульмане, буддисты и иудаисты не имеют ни одного на всех. О “нетрадиционных” конфессиях вспоминать и вовсе не приходится.

Все это вряд ли может рассматриваться как шаг к национальному примирению: левые наверняка продолжат отмечать праздник 7 Ноября, который окончательно превратится в день политической борьбы; неправославная часть населения вряд ли придет в восторг от нового шага к превращению православия в государственную идеологию; пройдет, видимо, не одно десятилетие, пока значительная часть российского населения к новому празднику привыкнет, — если, конечно, его не отменят новые революционеры. Ну, а пока попразднуем! — Если, конечно, есть на что.

Опубликовано: Вести образования. – 2004. — 1-31 декабря. — № 23-24. — С. 2.