ЕГЭ для думского Комитета

февраля

14 февраля думский Комитет по образованию обсуждал проект Федерального закона, который призван внести принципиальные изменения в законодательство о Едином государственном экзамене. Он внесён тремя депутатами четвертой Думы (помимо О. Смолина, И. Мельниковым и А. Кондауровым) и поддержавшим нас председателем Совета Федерации С. Мироновым.

Познакомим читателя с тем, как этот вопрос обсуждался на заседании профильного думского Комитета, приведу практически без комментариев выдержки из стенограммы.

«Смолин О.Н.: – …Начну с парадоксальной фразы… я не являюсь принципиальным противником Единого государственного экзамена.

Если Единый государственный экзамен понимать… как систему независимой оценки качества знаний, то я «за». Если Единый государственный экзамен понимать как систему независимой оценки качества знаний преимущественно в тестовой форме, то я против.

…мы не предлагаем нашим законом ликвидировать как класс систему Единого государственного экзамена. Законопроект содержит два основных сюжета.

Сюжет первый – добровольность Единого государственного экзамена. Обращаю ваше внимание: мы лоббируем интересы не вузов, …мы лоббируем интересы ребёнка. Ребёнок, его родители вместе с учителями вправе выбирать, в какой форме ему сдавать выпускные экзамены…

Второй сюжет законопроекта… связан с тем, чтобы исключить из системы Единого государственного экзамена те предметы, которые практически не поддаются формализации. Я имею в виду историю, литературу и обществознание.

Если бы меня учили так, как сейчас предлагают по системе ЕГЭ, я бы возненавидел литературу в школе. А я, слава Богу, её люблю.

Литература в том виде, как она предлагается ЕГЭ, когда формально-технические стороны преобладают над сторонами человековедческими, нравственными… мне напоминает известную фразу Пушкина: «Музыку я разъял, как труп!».

Точки зрения законодательных органов власти субъектов Российской Федерации в отношении нашего законопроекта разделились так: 36 – «за», пять – «против».

Что касается исполнительной власти, то и здесь результат в нашу пользу: 30 – «за», 24 – «против».

Болотов В.А. (руководитель Рособрнадзора): – Мы с Олегом Николаевичем с 1990 года вместе обсуждаем законопроекты по единому экзамену. Очень часто я с ним согласен и солидарен, но есть сюжеты, когда мы расходимся по разные стороны барьера.

Первое. Вот в российском менталитете за словом «тесты» – это то, что в ГАИ происходит, выбери правильный ответ, и на этом идёт спекуляция. Часть «Ц», обратите внимание на часть «Ц» – эссе по истории, по литературе и так далее. Какой тут тест?

Второй момент. Литература, духовность, нравственность… Всё правильно. Сами литераторы… Говорят про сочинения то же самое – что сочинение стало бессмысленной формой оценки знаний. Сто лучших сочинений в книжке или в Интернете… Человек может не читать литературу. Проблема всего мира – человека заставить читать, никак это с книгой не связано. Выпускники не хотят читать «Войну и мир». Это литераторы так говорят.

Роднина И.К. (депутат): […] – …вот вы любите литературу, а у меня школа отбила литературу. Потому что мы всех наших литературных героев распределили на положительных и отрицательных. Если мы сегодня говорим о том, что мы очень читающая страна и дающая хорошее образование… Знаете, литература и словесность – это разные вещи.

Смолин О.Н.: – Недавно проведённый ВЦИОМом опрос… показал: 28 процентов граждан России думают, что Солнце – это спутник Земли. И это при расширении эксперимента по ЕГЭ.

Балыхин Г.А.: –А теперь, если нет возражений, ставлю вопрос на голосование…

Шудегов В.Е.: – Я воздержусь. Потому что там в соавторстве Сергей Михайлович Миронов…

Сегодня вечером его поздравлять, а он меня спросит…».

Справка: законопроект не просто подписан председателем Совета Федерации С. Мироновым, но и получил положительное заключение профильного комитета Совета Федерации, главой которого в то время был именно В. Шудегов.

В итоге при одном воздержавшемся законопроект поддержали 4 депутата (все – из фракции КПРФ). Все члены комитета от «Единой России» высказались за его отклонение.

Опубликовано: Вести образования — 2008. — 15-29 февраля. — № 4 (100).