9 февраля состоялось заседание Комитета Государственной думы по образованию и науке, на котором рассматривался скандальный законопроект о так называемой просветительской деятельности.
Олег Смолин напомнил членам Комитета, что против этой инициативы уже собрано более 200 тысяч подписей граждан, против него выступили все три заинтересованные группы: ученые (в том числе в виде заявления Президиума Академии наук), просветители (руководители просветительских проектов), деятели культуры.
Он также предложил отложить рассмотрение законопроекта минимум на 10 дней и провести круглый стол с участием общественности.
Комитет принял половинчатое решение: отложить представление поправок в законопроект до 12 февраля, а общественные обсуждения проводить после принятая законопроекта, то есть «махать кулаками после драки».
Однако такое решение является признаком влияния общественного мнения на деятельность законодателей, точнее на тех, кто с помощью депутатов проталкивает этот проект.
Напомним суть поправок
В закон «Об образовании» предлагается внести понятие «просветительская деятельность» для того, чтобы наложить на него массу ограничений, связанных с иностранным влиянием, но не только.
Авторы предложили, чтобы все образовательные организации, включая школы, колледжи и вузы, согласовывали любое свое соглашение с иностранными учебными заведениями с федеральными органами исполнительной власти (министерствами).
Такая безумная бюрократия вызывала недовольство вузов и всего образовательного сообщества. Но главное не в этом.
В российской традиции термин «просвещение» всегда имел положительное звучание, неслучайно он происходит от слова «свет». Просветительная деятельность трактовалось не просто как распространение знаний, но и, как выражение своей гражданской позиции. В свое время Кант сформулировал принцип: «Имей мужество пользоваться собственным умом, как один из принципов просвещения!». А Гоголь считал, что просвещение связано с нравственными основами личности, оно предполагает необходимость высветлить всего человека.
А что же авторы законопроекта? Они предлагают нам ввести термин «просветительской деятельности», чтоб считать, что этой просветительской деятельностью занимаются противники российского государства или общества. А защитники России, по смыслу этого закона, выступают душителями просвещения.
Борьба не закончена.