. Москва. Государственная Дума
Для того, чтобы оценить предлагаемую пенсионную реформу и законы, предназначенные для ее реализации, нужно ответить на два вопроса:
- Каковы пороки (недостатки) действующей пенсионной системы?
- Преодолеваются ли они предложенными проектами?
Недостатки, по меньшей мере, следующие:
1. Система наказывает людей за деятельность, крайне важную с точки зрения государственных интересов, но не приносящую дохода:
- уход за детьми (которых за 3 года стало на 4 миллиона меньше);
- образование (в США 25 % граждан с образованием продолжительностью свыше 14 лет дают более половины национального дохода);
- коэффициенты, связанные с военной службой;
- северные коэффициенты.
2. Стимулирование людей не к труду, а к безделью:
- обещания В.М. Матвиенко (вице-премьер по социальным вопросам – прим. ред.) 2 декабря;
- отклонение думского закона, предполагавшего платить полную пенсию хотя бы низкооплачиваемым категориям работников.
Строительство общества бездельников вместо общества трудоголиков?
Статистика: зарабатывая рубль, человек приносит в бюджеты различных уровней 2,5 рубля.
3. Ущемление прав инвалидов по сравнению со здоровыми людьми:
- Федеральный закон № 340-1 от 20.11.1990. “О государственных пенсиях в Российской Федерации” благоприятен, а ФЗ № 113 от 21.07.1997 “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” можно было бы назвать антиинвалидным;
- у инвалидов в среднем меньше зарплата и меньше стаж, а пособие на уход превратилось в фикцию.
4. Издевательства над педагогами и медиками, оформляющими пенсию за выслугу лет.
- Четыре правительственных постановления, каждое из которых либо просто отбирало право на пенсию, либо строилось по принципу: “Но кто-то камень положил в его протянутую руку” в отношении:
- пионерских вожатых;
- музыкальных руководителей.
- Начало расчета стажа с 1999 года (Постановление Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 “Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей”).
- ПТУ и ПУ (Постановление Правительства РФ № 1067:
- Пункт 9. Учреждения начального профессионального образования: профессиональное училище; профессиональный лицей и т.д.
- Пункт 10. Образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения: техникум; училище; колледж; техникум-предприятие).
- Крайняя жесткость формулировок.
- Отбирают пенсию у всех работников учреждений, которые носили названия, не соответствующие Постановлению (“детский комбинат”; “центр детства”; “образовательный комплекс” и т.д.).
- Детские образовательные учреждения, не являющиеся юридическими лицами (подразделения организаций, ведомственные детские сады).
- Медики в образовании и педагоги в медицине и т.п.
Посмотрим в том же порядке, как эти проблемы решаются в новом пенсионном законе.
- Нестраховые периоды. Возвращается в стаж только время, связанное с уходом за детьми – правильно, но недостаточно. В остальном пенсионная система не стимулирует деятельность, соответствующую государственным интересам.
- Пенсия работающим. В первом чтении закона работающим предполагалось выплачивать только базовую пенсию.
- Пенсия по инвалидности. Базовая пенсия установлена для 1-ой группы – 900 руб., для 2-ой – 450, для 3-ей – 225. Похоже, малооплачиваемые инвалиды 1-ой группы выиграют.
Все общественные организации инвалидов воспринимают как угрозу попытку увязать инвалидность со степенью утраты трудоспособности. Хотя утверждается, что это необходимо, чтобы сохранить возможность других форм поддержки, не связанных с утратой трудоспособности, но направленных на медицинскую и социальную реабилитацию. Однако слишком хорошо известны популярные в Минтруде концепции, согласно которым работающий инвалид – уже вовсе и не инвалид. И, следовательно, пока он работает, пенсия ему вообще не нужна. На деле эта концепция – поощрение лени и слабости, а надо поощрять преодоление и силу духа.
Кроме того, само понятие “утрата трудоспособности” практически невозможно измерить. Примеры:
- Олег Николаевич Смолин;
- Сергей Степанович Батенин, один из ведущих философов Советского Союза;
- Пантрягин, один из ведущих математиков;
- Алексей Иванов, первый в России серебряный призер Паралимпийских игр по гонкам на спортивных колясках и т.п.
Понимая, что “переломить” позицию Министерства и Пенсионного фонда сложно, предлагаю компромисс: дополнить пункт 3 статьи 8 проекта ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” абзацем следующего содержания:
“Степень утраты инвалидом трудоспособности определяется по медицинским показаниям. Отказ от выплаты инвалиду трудовой пенсии или ее уменьшение в связи с наличием у него оплачиваемой работы не допускается”.
Это снимет напряжение и успокоит миллионы работающих инвалидов.
Что касается размеров пенсии, то Пенсионный фонд должен представить специальные расчеты, доказывающие, что никто из инвалидов от новой пенсионной системы по сравнению с действующей не пострадает. Поскольку система расчетов изменилась, это не очевидно.
3. Ценно изменение позиции исполнительной власти по вопросу о пенсиях за выслугу лет.
Сравнение Матвиенко и Зурабова.
Национальная доктрина образования.
Замена профессиональных пенсионных фондов в качестве источника на бюджет.
Вместе с тем, порядок назначения пенсий отдается Правительству. И это значит, что произвол может продолжаться.
Кроме того, закон не содержит четких ответов на следующие вопросы:
- Может ли гражданин получать досрочную пенсию, продолжая работать по специальности?
- Будет ли производиться перерасчет досрочной трудовой пенсии с учетом стажа, который был наработан в период выплаты гражданину этой пенсии до достижениям им пенсионного возраста? Если будет, то в каком порядке? В Эстонии, например, такого перерасчета не производится. Гражданину дается право выбора – или пенсия за выслугу лет на всю оставшуюся жизнь, или пенсия по старости.
- Как влияет получение гражданином досрочной трудовой пенсии на размер трудовой пенсии по возрасту — в сторону увеличения или в сторону уменьшения?
Статья 11 пункт 1 подпункт “г” гласит:
В страховой период, наравне с периодами работы или иной деятельности, предусмотренной статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:
б) периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Пункт 2 той же статьи утверждает: периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовала и (или) за ними следовала работа или иная деятельность (независимо от продолжительности), указанная в статье 10 настоящего федерального закона.
Означает ли это, что после каждого больничного листа придется брать справку с места работы, чтобы всякий раз подтверждать, что ему предшествовала работа или иная деятельность?
Из пункта 2 статьи 12 следует, что, если педагог или медик отработал полный учебный год и уволился до отпуска, то у него в стаж этот год не войдет.
Думаю, таких “подводных камней” в законе немало.
Предложения:
- Не “гнать” принятие закона. Обеспечить его тщательную экспертизу с тем, чтобы никто из нынешних пенсионеров от новой системы не пострадал. Как правило, люди не очень замечают прибавку к пенсиям, но малейшего ущемления своих прав не простят.
- Четко обозначить во всех средствах массовой информации, какие категории граждан могут от пенсионной реформы выиграть, если таковые, конечно, есть.
- На сакраментальный вопрос, откуда взять деньги, ответ очевиден:
- отмена регрессивной шкалы социального налога;
- резкое ограничение вывоза капитала.
Клятва Сократа для политика.