Источники внебюджетного финансирования доступной среды для инвалидов

. Государственная Дума

Смолин О.Н. Уважаемые участники круглого стола! Уважаемый президиум!

Хотел бы присоединиться к приветствиям и приветствовать всех собравшихся и от думского Комитета по образованию, и как депутат, занимающийся уже 20 лет вопросами социальной защиты инвалидов, и как вице-президент Всероссийского общества слепых, и как первый вице-президент Паралимпийского комитета России, и пожелать участникам круглого стола творческих идей, а самое главное – каких-нибудь конкретных результатов.

Начну с того, что понятие доступной среды я трактую предельно широко – так, как оно трактуется в соответствующем проекте программы, имея в виду не только доступность объектов социальной, жилищной, социокультурной, спортивной и т.д. инфраструктуры, но и доступность рабочих мест, образования, общественной деятельности и т.п. Для меня вопрос о внебюджетных источниках финансирования доступной среды предельно ясен теоретически и при этом предельно трудно решаем практически.

Остановлюсь на пяти источниках и пяти составных частях этой проблемы.

Позиция первая: налоговые льготы для организаций и предприятий, использующих труд инвалидов. Без таких налоговых льгот эти предприятия существовать не могут, поскольку труд инвалида, за редким исключением, не конкурентоспособен с трудом здорового человека. Некоторое количество таких налоговых льгот удаётся сохранять после памятного заявления президента В.В. Путина о том, что бюджет страны не должен формироваться за счёт инвалидов. Но понятно, что объёма этих льгот явно недостаточно. Например, видел график, составленный руководителем предприятия общества слепых в г. Волхове Ленинградской области. На нём чётко видно, что, несмотря на все наши усилия, объём налоговых отчислений у этого предприятия в первое десятилетие XXI  века вырос примерно в 10 раз. Могу только повторить президента (а ныне премьера): бюджет не должен формироваться за счёт инвалидов.

С 2011 г. планируется поэтапное сокращение льгот по отчислениям предприятий инвалидов во внебюджетные фонды, включая Пенсионный фонд и др. Недавно, 29 июня на заседании Совета по делам инвалидов при президенте РФ два члена Совета (председатель профильного Комитета А. Исаев и я) высказали тревогу по поводу того, что будет с такими предприятиями, если вопрос не будет решён. В настоящее время обещано, что аппаратом Комитета по труду и социальной политике будет подготовлен проект на эту тему. Важно, чтобы этот законопроект был принят. В противном случае число рабочих мест для инвалидов и без того сократится, а значит и материальная база общественных организаций инвалидов – тоже.

Это не единственная тема, связанная с налоговыми льготами. Есть и ряд других, например: общественные организации инвалидов закупают путёвки для своих членов. Если путёвка Фонда социального страхования, то есть налоговые льготы. Если путёвка не Фонда социального страхования, а общественная организация тратит собственные деньги, то платит налог и подчас довольно значительный.

Позиция вторая: средства для квотирования рабочих мест инвалидов. В настоящее время в Госдуме в первом чтении принят закон, предложенный Санкт-Петербургским Законодательным Собранием, который улучшает ситуацию по сравнению с печально известным законом о «монетизации». Напомню, что до монетизации обязаны были квотировать рабочие места при числе работников 30 человек; средства тех предприятий, которые не квотировали работников, передавались целевым назначением тем, кто их квотировал. По закону о монетизации планка поднята до 100 работников, а что происходит со средствами, теперь не написано. Огромные средства от квотирования потеряли города, например, Москва.

Санкт-Петербургское Законодательное Собрание предложило компромиссный вариант: квотировать рабочие места при 50 работниках и вернуть положение о том, что те, кто не квотирует, должны перечислять средства на квотирование для тех предприятий, которые этим занимаются. К сожалению, на заседании Совета 29 июня услышали от заместителя Министра здравоохранения и социального развития Юрия Воронина, что, по их мнению, квотирование – это неэффективный путь. Предлагается от квотирования отказаться вообще и вместо этого вводить стимулы: примерно 30 тысяч рублей на рабочее место для инвалида каждому бизнесмену, который будет эти рабочие места создавать. Но, по самым скромным оценкам, стоимость рабочего места инвалида составляет не менее, чем 120 тысяч рублей. И совершенно не факт, что новый стимул будет лучше работать, чем стимул, связанный с квотированием. Более того, для государства этот стимул гораздо более расходный, чем то, что ранее предполагалось законом.

Предлагаю вернуться к тому законопроекту, который принят в первом чтении, и принять его. Может быть, в компромиссном варианте, предложенном в апреле 2009 г. на первом заседании Совета по делам инвалидов при президенте РФ, а именно: оставить 100 рабочих мест для всех предприятий, а для госпредприятий или пользующихся государственной поддержкой, ввести обязанность квотировать рабочее место для инвалида при 50 работниках.

Позиция третья: льготы для спонсоров общественных организаций, предприятий и инвесторов, вкладывающих средства в развитие соответствующих производств. В 1990-е годы такая льгота существовала в определённых пределах. К сожалению, в начале XXI  в. в России возобладало представление о т.н. равенстве субъектов налогообложения, о том, что все должны платить одинаковые налоги, хотя непонятно, почему равенство должно существовать между «Газпромом» и Большим театром, между больницей и нефтяной компанией, между инвалидами и «новыми русскими». Полагаю (и президент об этом говорил), что нужно возвращаться к тем положениями, которые были в 1990-х гг., чтобы те, кто спонсирует общественные организации инвалидов, вкладывает средства в развитие производства с использованием труда инвалидов, получали налоговые льготы.

Позиция четвёртая: средства предприятий, заинтересованных в рекламе и продвижении своих товаров для инвалидов. В России этот источник используется пока очень слабо, в развитых странах – в гораздо большей степени. Между тем, предприятия, которые создают товары для инвалидов, могли бы в целях их рекламы или продвижения, вкладывать средства в развитие инфраструктуры и доступной среды для людей с инвалидностью. Думаю, эта тема будет развиваться пропорционально наращиванию бюджетных расходов и пропорционально росту доходов самих инвалидов. Но пока она находится в зачаточном состоянии, а могла бы быть в гораздо более серьёзном. Прав президент, когда он говорит, что налоги – это не единственная форма ответственности социально ориентированного бизнеса.

Позиция пятая: личные средства инвалидов, их родителей, членов семей и т.д. Сейчас уже в каком-то смысле эти средства используются для развития доступной среды для инвалидов в широком смысле этого слова. Мне известны небольшие организации, которые производят специальные средства реабилитации, продают их людям с инвалидностью. Но уровень доходов людей с инвалидностью в современной России оставляет желать лучшего.

И хотя приняты некоторые решения по повышению пенсий, но доходы инвалидов, на мой взгляд, до сих пор далеко отстают от тех доходов, которые ранее имели люди с инвалидностью. Например, 20 лет назад зарплата на предприятиях Всероссийского общества слепых составляла порядка 150-200 рублей плюс пенсия порядка 100 рублей. В итоге 300 рублей, что в пересчёте на современные деньги по ценам на товары первой необходимости, как минимум, соответствует 30 тысячам рублей. Увы, сейчас таких доходов у большинства инвалидов нет. Значит не надо думать, что повышение пенсий – это последнее, что сделало государство для инвалидов и что этого вполне достаточно, поскольку, повторяю, и количество занятых значительно сократилось, и реальный уровень их пенсий часто отстаёт от того, что было 20-25 лет назад.

Заканчивая выступление, хотел бы сказать, чтобы наш круглый стол принял рекомендации. Надеюсь, что все предложения, которые мною были внесены, могут войти в проект этих рекомендаций. В частности, предложил бы включить в проект рекомендаций следующее: «Рекомендовать Правительству РФ по опыту города Москвы объявить один из ближайших лет Годом равных возможностей для инвалидов».

Спасибо!