. Постоянное Представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ, круглый стол журнала «Культура здоровой жизни» по теме «Культура и модернизация»
Смолин О.Н. Добрый день, уважаемые коллеги!
Хочу поблагодарить руководство Республики Саха (Якутия), руководство постоянного представительства Республики за то, что регулярно проводятся круглые столы; за то, что Республика помогает обобщить позитивный региональный опыт и попытаться перевести его на федеральный уровень.
Начну с того, что о терминах не спорят, а договариваются. В широкой трактовке модернизация понимается обычно как процесс перехода от традиционного или доиндустриального общества к индустриальному и далее – к постиндустриальному. Написана огромная литература по модернизации, создана масса типологий этого процесса. Для сегодняшних целей наиболее важны три такие типологии:
1. По преобладающей культурной ориентации:
– органическая модернизация;
– заимствованная модернизация.
Для России XXI века желательно, чтобы модернизация была органической, т.е. базирующейся на традициях российских народов.
2. По преобладающим методам:
– авторитарная модернизация;
– демократическая модернизация.
В России XXI века вряд ли возможно повторение авторитарной модернизации петровского или сталинского типов. Преобладающими методами должны быть методы вовлечения людей в процесс модернизации, что возможно в условиях политической свободы и демократии.
3. По предполагаемой траектории развития:
– догоняющая модернизация;
– опережающая модернизация.
Президент РФ Д.А. Медведев уже говорил об опережающем развитии. Другое дело – как реализуется эта установка на практике. Выскажу спорную мысль: когда в Сколково создаётся Кремниевая (Силиконовая) долина, фактически это попытка осуществления догоняющей модернизации, т.к. такая долина в США уже существует. А если бы была объявлена программа создания Графеновой долины, это был бы пример опережающей модернизации.
Одним из главных факторов модернизации в современном обществе, тем более в XXI веке, является фактор просвещения. Как минимум, три составляющих понятия «просвещение» сформировались в российской общественной мысли.
Во-первых, под просвещением чаще всего понимают просто распространение знаний, иногда – только научных знаний, иногда – только неформальное образование. Этот элемент просвещения является обязательным, но недостаточным.
Во-вторых, многие выдающиеся мыслители связывают просвещение с выработкой определённой жизненной, в т.ч. гражданской позиции. Наиболее известна в этом смысле формула Канта: Sapere aude! – имейте мужество пользоваться собственным умом! Процитирую Канта, т.к. считаю, что XVIII век всё ещё актуален для века XXI: «Если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пастырь, совесть которого может заменить мою и врач, предписывающий мне такой-то образ жизни, и т.п., то мне нечего утруждать себя. Мне нет надобности мыслить, если я в состоянии платить; этим скучным делом займутся вместо меня другие».
В-третьих, в российских традициях слово «просвещение» с корнем «свет» приобретает явную нравственную окраску. Пожалуй, больше всех на эту тему говорил Н.В. Гоголь: «Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь».
Каковы исходные параметры просвещения и просвещённости, при которых в России задумана новая модернизация? Оцениваю ситуацию как крайне противоречивую.
С одной стороны, казалось бы, постсоветская ситуация в этом смысле крайне благоприятна:
– населению стал доступен колоссальный массив культуры, в т.ч. литературы, которая не печаталась прежде в СССР;
– количество телевизионных и радиоканалов измеряется многими десятками;
– возникло и стремительно увеличивается Интернет-сообщество;
– общее количество студентов в стране более чем вдвое в расчёте на 10 тысяч населения превысило советские показатели – примерно 525 студентов против 220 на 10 тысяч. Правда, более 60% из них учатся за собственные деньги;
– многие миллионы людей получили возможность выезжать за границу и знакомиться там с опытом жизни других стран. И т.д., и т.п.
Но приведу другие, прямо противоположные и ещё более впечатляющие факты:
– Президент России признаёт, что с передовых позиций в образовании страна уже откатилась;
– Доклад Всемирного банка ещё в середине 1990-х гг. утверждал, что Россия занимает намного более высокое место по качеству естественно-математического образования, чем большинство стран Евросоюза. В 2007 г., по результатам опроса ВЦИОМ, выяснилось, что треть молодых людей убеждена, что если радиоактивное молоко прокипятить, то радиоактивность исчезает;
– исследование математической грамотности абитуриентов и студентов первого курса МГУ показало, что одни и те же контрольные выполняются всё хуже и хуже – за 15 лет качество математического образования упало, по данным этих исследований, примерно вдвое;
– астрология в России решительно вытеснила астрономию и космическую романтику;
– если в советский период наша страна была одной из самых читающих, то, по данным опроса «Левада-центр» в 2008 г., показатели чтения книг в России в 3-4 раза ниже, чем в социальных государствах Европы;
– итоговые данные по обученности населения выглядят следующим образом: в советский период отечественная молодёжь входила в тройку наиболее образованных поколений своего времени, последние четыре доклада ООН по развитию человека дают России 15-е, 26-е, 41-е и 52-е места. То есть, за 2003-2008 гг. показатели России ухудшились на 35 мест;
– 25 лет назад наша страна была среди мировых лидеров по ориентациям на т.н. постматериальные ценности. Теперь 55% молодёжи признаётся социологам, что готовы ради успеха переступить через все заповеди.
Сопоставляя эти две группы факторов, прихожу к выводу, что постсоветский период, подобно позднееекатерининскому и периоду Николая II, приходится признать периодом контрпросвещения.
Каковы факторы падения уровня просвещённости и образованности народа? Назову лишь некоторые.
1. Абсолютное и относительное падение уровня оплаты высококвалифицированного труда в сферах, создающих человеческий потенциал, прежде всего, в образовании, науке, медицине и культуре – эти профессиональные отряды в России по зарплате составляют первую пятёрку снизу. По данным Росстата, уровень оплаты труда в образовании, включая вузовских профессоров, это 64% от уровня в производительных отраслях хозяйства. Но если признавать, что человеческий потенциал – это главное, зарплата должна это учитывать. Между прочим, в США аналогичное соотношение составляет 129%.
2. Информационное поле. Уровень информированности, характер телевизионных передач в России не только один из самых жёстких, но и один из самых антиинтеллектуальных. Приведу частный, но показательный пример: если в программе «Кто хочет стать миллионером» встречаются вопросы, более или менее ориентированные на интеллект, то в программе «Десять миллионов» вопросов, ориентированных на интеллект, – два из десяти.
3. Фактическое разрушение системы общего образования, в т.ч. в результате применения ЕГЭ. Невольно стал участником включённого наблюдения в прошедшем учебном году и наблюдал, как 11-классники практически перестали учить что-либо, кроме того, что придётся сдавать в качестве ЕГЭ. Трудно представить, каковы будут отдалённые последствия этого процесса. Напомню известное высказывание Эйнштейна: «Достоевский дал мне больше, чем любой мыслитель, больше, чем Гаусс». То есть, развитие воображения, многостороннее развитие человека важно даже в чисто профессиональной деятельности.
4. Свёртывание системы образования взрослых. Президент РФ Д.А. Медведев говорил о том, что в России переквалификацию проходят не более 10% людей в год, тогда как в развитых странах на Западе – 60-70% и более. Пытаясь продвинуть законопроект об образовании взрослых, его авторы получили заключение Правительства, где объявляется, что представляется нецелесообразным вводить в российскую образовательную политику принцип «Образование через всю жизнь». Напомню, что этот принцип давно введён в международную образовательную политику в качестве одного из самых главных. Современная система образования имеет одно из главных отличий от прежней в том, что прежнее образование было рассчитано на всю жизнь, теперь образование – через всю жизнь.
5. Искусственное торможение развития электронного обучения. Президент РФ Д.А. Медведев говорил о том, что по индексу готовности к сетевому миру Россия находится на 72 месте, по индексу развития так называемого электронного правительства на 92 месте (2007 г.). Есть и более высокие рейтинги, но в последнее время почти каждый год российские места в международных рейтингах ухудшаются на 1-2 позиции.
Каковы тенденции государственной политики в ближайшее время? Приведут ли они к повышению образованности и просвещённости как базы модернизации? Ответ неутешителен: скорее, нет. Вот лишь некоторые аргументы.
Федеральный закон № 83 от 8 мая 2010 г. явно приведёт к дальнейшей коммерциализации образования, медицины, науки и культуры. По опросу Левада-центра, 54% населения РФ полагают, что при этом качество бесплатного образования, медицины и культуры ухудшится, и только 7% придерживаются противоположного мнения. И это несмотря на массированную пропаганду.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-15 гг. предполагает сокращение доли студентов из числа лиц, получающих профессиональное образование, с 71% до 50%, а с учётом «демографической ямы» примерно в 2 раза. Можно ожидать, что к 2015 году по развитию человеческого потенциала в области образования Россия покатится ещё дальше вниз. Напомню: страны Скандинавии, США, Южная Корея, Япония обеспечивают возможность получения высшего образования для 80-90% выпускников.
Каковы предложения?
Как бы ни относиться к проектам, подобным Сколково, необходимо понимать: усилиями одного отдельно взятого иннограда обеспечить модернизацию России невозможно. Науковеды давно говорят об эффекте т.н. невидимого колледжа (или невидимого университета), когда люди, общаясь между собой, создают определённое интеллектуальное поле, в котором рождаются новые идеи и изобретения. Если речь идёт о действительной модернизации XXI века и о действительном переходе к новой стадии в развитии цивилизации – «обществу знаний», на мой взгляд, таким невидимым колледжем должна стать вся страна. Это возможно только при качественном изменении информационной среды, которая из развлекательной должна превратиться в образовательную. Это возможно, если в России на смену культу потребительства и развлечений придёт культ творчества и культуры, включая науку и образование.
Два года назад Общественное движение «Образование – для всех» подготовило специальную образовательно-политическую программу под названием «АКМ-13.9», имея в виду 13 антикризисных мер образовательной политики 2009 г. С тех пор прошло полтора года, но программа ни в чём не устарела. Вот лишь некоторые из её положений, имеющих прямое отношение к теме.
«1. Отказаться от сокращения «образовательных» бюджетов всех уровней. Выделить дополнительно из федерального бюджета не менее 500 млрд. рублей на повышение не менее чем на 30% заработной платы педагогам, медикам, работникам науки и культуры, социальным работникам – в целях поддержания уровня жизни и сохранения человеческого потенциала страны».
В течение двух лет федеральный бюджет отказывался помогать регионам России повышать заработную плату интеллигенции, в большинстве регионов она и не повышалась, т.е. в реальных цифрах снижалась. В 2011 г. заработную плату предлагается повышать на 6,5% с 1 июня, т.е. на 3% в расчёте на год. Это значит, что в следующем году планируется дальнейшее обеднение российской интеллигенции.
«2. Отменить для образовательных учреждений, имеющих лицензии, все налоги и платежи при условии их реинвестирования в образовательный процесс, включая оплату труда».
Во всём мире образование налогов не платит или почти не платит. В России, к сожалению, преобладает точка зрения о том, что все должны платить одинаковые налоги. Налоговое бремя увеличивает, в частности, плату за обучение.
«4. Разработать и принять государственную программу «Электронное обучение». Отменить все искусственные ограничения на применение современных технологий в образовании».
Приведу простой пример: 1-е место в ЮНЕСКО в 2008 г. занял проект Южной Кореи, когда с помощью электронных тьюторов в стране за один год подняли качество образования отстающих детей примерно на 40%, а это уже не только вопрос технологии, это вопрос равенства образовательных возможностей.
«5. Создать федеральные образовательные каналы на телевидении в метровом диапазоне и на радио. Повысить долю образовательных программ и обеспечить психолого-педагогический контроль деятельности электронных СМИ».
«8. Отложить на три года введение в действие ФЗ № 17, предусматривающего обязательность ЕГЭ. Либо принять проект федерального закона о добровольности ЕГЭ для выпускников и абитуриентов».
Необходимо, как минимум, отказаться от тестоподобных заданий в части А вопросов по ЕГЭ.
«12. Принять федеральный закон по вопросам дополнительного образования детей и взрослых (подготовлен рабочей группой Комитета по образованию и науке Госдумы четвёртого созыва). Утвердить специальную государственную программу «Образование – через всю жизнь», в том числе на базе электронного обучения».
Заканчивая, скажу следующее. В России много поклонников западных образовательных моделей. Напомню высказывание знаменитого американского просветителя Бенджамина Франклина, слова XVIII века, не устаревшие в XXI веке. Когда его спросили, почему он так заботится о просвещении простолюдинов, Франклин ответил: простолюдин, стоящий на своих ногах, несравненно лучше джентльмена, стоящего на коленях.
Думаю, что российское просвещение при поддержке государства должно помочь каждому гражданину РФ стоять на собственных ногах. Это и будет залогом модернизации.