Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ: проблемы отрасли и общества

. Государственная Дума, Парламентские слушания Комитета по образованию

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги! Уважаемый Александр Николаевич!

Поскольку много уже сказано, я ограничусь двумя замечаниями и 12 конкретными предложениями.

Замечание первое. Современная Дума, в отличие от предыдущей, стала уже местом для дискуссий, хотелось бы, чтобы и местом для принятия решений. В этом смысле, конечно, мы бы очень хотели, чтобы…

(Аплодисменты.)

Мы бы очень хотели, чтобы наши коллеги из исполнительной власти присутствовали на парламентских слушаниях, по крайней мере, на уровне заместителя профильного министра, который будет принимать решения.

Второе замечание. Конвенция о правах инвалидов внесена, это здорово, мы её ратифицируем. Опыт Украины показывает, что после принятия Конвенции сразу чудес не бывает, нужны изменения в законодательство. Нами подготовлен блок таких изменений, они выставлены на сайте smolin.ru, и несколько законопроектов. Мы просим принять участие в дальнейшем обсуждении, будем эти законопроекты вносить, чтобы Конвенция стала той точкой опоры, опираясь на которую, можно было бы повернуть в лучшую сторону наше законодательство в отношении инвалидов в целом.

Теперь конкретные предложения.

Первое. Обеспечить, как раньше вы сказали, всеобуч инвалидов, особенно детей. По данным Общественной организации инвалидов и Российского совета развития образования, примерно 200 тысяч детей инвалидов не получают образование. Часть в семье, часть в интернатах социальной защиты. Нужно ввести обязательное образование в интернатах социальной защиты. Лозунг, на мой взгляд, абсолютно справедливый – необучаемых детей не бывает или, по крайней мере, не должно быть. На каком-то уровне обучаем каждый.

Второе. Обеспечить реальное право выбора людьми с ограниченными возможностями здоровья или родителями детей учебного заведения, коррекционного, инклюзивного или общего назначения.

В настоящее время мы по-прежнему сталкиваемся с ситуацией, когда часто не принимают в обычные школы желающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

С другой стороны, из многих регионов приходит информация, что в целях экономии расформировываются коррекционные школы, детей помещают в обычные, забывают создать при этом специальные условия. Я согласен с Николаем Николаевичем Малофеевым, это не инклюзия, это профанация. Подобные обращения есть даже в Москве, недавно с помощью Ольги Юрьевны Голодец мы сохранили центр профессиональной адаптации в Центральном округе. Спасибо руководству города Москвы.

Вообще, в международных документах существует довольно жёсткая формулировка о том, что специальные школы создаются там, где невозможно инклюзивное образование. Я думаю, нам нужен более мягкий вариант, а именно право выбора родителями между специальными учебными заведениями и учреждениями инклюзивного образования. Я бы тоже поддержал здесь идею, которая у нас реализуется, например, в Московском государственном экономическом институте, когда к студентам-инвалидам прибавляют обычных студентов, и получается инклюзия от обратного, но тоже инклюзия.

Третье. Ранняя коррекционная помощь – одно из главных условий инклюзии. Чем раньше начинается, тем больше шансов избежать инвалидности и пойти в обычную школу и так далее, и так далее. Именно здесь мы отстаём от развитых стран. Чем быстрее мы закрепим это, как это сделано, кстати, в законе города Москвы, на уровне Федерации, тем будет лучше.

Четвёртое. Создание специальных образовательных условий, в частности, безбарьерной среды. Программа «Наша новая школа» содержит прекрасное пожелание, чтобы каждое школьное здание было полностью готово. Очень бы хотел пожить в эту пору прекрасную. Пока мы недавно были на президентском совете, и там представитель Министерства образования и науки озвучил данные по вузам: 5 процентов готовы, 25 процентов частично готовы. В школах, как известно, ставится задача: 20 процентов через пять лет. При этом, как правило, когда речь идёт о безбарьерной среде, учитываются только колясочники. Между тем, есть ещё студенты и дети с нарушениями слуха и нарушениями зрения. Нам бы для начала выполнить реально требование закона, а именно всё новое строительство и все капитальные ремонты в обязательном порядке должны предусматривать создание доступной среды. Без этого дальше не продвинемся.

Кроме того, конечно, нам нужны повышенные нормативы финансирования. Но этого тоже мало, нужно сверхнормативное финансирование для создания такой среды.

Пятое. Подготовка и переподготовка педкадров. Кадры, как известно, решают всё. Здесь есть несколько тем. Тема первая озвучивалась: учителя к инклюзивному образованию почти никто не готовит. Тема вторая – в последнее время мы часто встречаемся в школах для глухих и школах для слепых с учителями, которые не знают системы Брайля, и не знают жестового языка. Предложение: не закрывать педагогические вузы, не превращать их в отделения других университетов, как это иногда предлагается. Напротив, развивать в педагогических вузах такое направление, связанное с подготовкой педагогов инклюзивного образования, квалификационные требования или профессиональные стандарты для тех, кто работает с незрячими или глухими, включить владение жестовым языком или системой Брайля, соответственно. Но, конечно, коллеги, на федеральном уровне должно быть закреплено положение о том, что те, кто работают с детьми и студентами с ограниченными возможностями здоровья, должны получать дополнительную оплату. Мы предлагаем не менее 20 процентов.

Шестое. Система оценки знаний и документа школьного образования. Коллеги, мы предлагаем, и это было поддержано в московских школах, которые мы посещали, выдавать особый документ людям с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, с проблемами психики, который бы фиксировал реальные достижения этих людей по разным предметам, и вместе с тем не ограничивал возможности дальнейшего образования в тех областях, в которых программы освоены на достаточно серьёзном уровне.

Седьмое. Предлагается сохранить право выбора ныне существующее между единым государственным экзаменом или экзаменом в традиционных формах, при этом, как ни странно, слышать от меня, мягко говоря, не поклонника ЕГЭ, предложение расширить возможности ЕГЭ для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для некоторых это плюс, в особенности в тех случаях, когда речь идёт о так называемой стихийной или дикой инклюзии. В специальных школах, как не странно, с ЕГЭ проблемы обстоят лучше, с возможностями, а в условиях стихийной инклюзии гораздо сложнее.

Восьмое. Сохранить льготы при поступлении в профессиональные учебные заведения для абитуриентов с инвалидностью. Мы убеждены, что это привилегия во имя равенства. По нашим оценкам, если льготы будут ликвидированы, как в своё время предлагалось в первой редакции Закона «Об образовании», мы потеряем примерно три четверти, может быть, четыре пятых всех студентов с инвалидностью. Кстати, в 2010 году Министерство образования и науки на Коллегии давало данные, что их примерно 1 процент, в 2012 году на президентском совете сообщили, что 0,3 процента. Я не думаю, что у нас сократилось страждущее количество студентов с инвалидностью, я думаю, что нет точного мониторинга и точной статистики.

Мы предлагаем законопроектом вернуть инвалидам право пользоваться льготой при поступлении в несколько вузов по единственной причине – мы тоже подавали когда-то документы в один вуз, но сейчас нередко студенты сталкиваются с ситуацией, когда им говорят: «У тебя в индивидуальной программе реабилитации написано, что ты должен учиться в специально созданных условиях, условий у нас нет, мы тебя принимать не будем».

Альтернативный вариант. Прямо разъяснить вузам, что такие требования и отказы незаконны.

Девятое. Стипендии. Недавно, собственно говоря, вчера в Государственной Думе Председатель правительства и будущий президент или избранный президент предлагал установить социальную стипендию на уровне 5 тысяч рублей. Это хорошо по сравнению с действующей стипендией, но это в полтора раза ниже прожиточного минимума работающего человека. У инвалида возникают дополнительные потребности, тем более что сейчас социальная солидарность понизилась и без денег далеко не всегда студенту с инвалидностью помогают товарищи. Мы предлагаем социальную стипендию для студента с инвалидностью установить в полуторном размере по отношению к обычной социальной стипендии.

Десятое. Принят Федеральный закон № 11 «Об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях». Это очень хорошо. Мы предлагаем в продолжение этого закона пойти по следующей линии. Вот во Франции существует программа «Ноутбук каждому студенту за счёт государства». Мы для каждого студента не решаемся предложить, давайте предложим: «Каждому студенту с инвалидностью». В Москве отчасти такая идея реализована, надо было бы её вывести на федеральный уровень.

Кстати, когда я это предлагал на Коллегии в Минобрнауки, министр заинтересовался этой идеей, но пока продвижения в этом отношении мы не добились.

Одиннадцатое. Поддержка рабочих мест. У нас немало людей с высшим образованием, к сожалению, не имеют рабочих мест и с инвалидностью, и не только у нас, в Штатах 75 процентов слепых безработны, к сожалению. Поэтому нужны специальные меры. Мы предлагали на Президентском совете, в частности, квотирование рабочих мест, государственный заказ, налоговые льготы и другие вещи. Это выходит за рамки наших сегодняшних слушаний, но без этого от инклюзивного образования к инклюзивной жизни мы перейти, видимо, не сможем.

И последнее, двенадцатое. Информационное обеспечение. Уважаемые коллеги, весь мировой опыт показывает, что инклюзивное образование успешно внедрялось там, где оно было поддержано обществом, особенно родителями и педагогами. Огромную роль в этом смысле играет информационная среда.

Мы предлагаем включить в закон положение, согласно которому не менее 10 процентов времени на государственных каналах должно быть посвящено проблемам инвалидности, инвалидов и с их собственным участием. Пока общественное мнение в отношении инвалидов не очень благоприятно. Кроме того, планируется создание канала «ИнваМедиаТВ».

Я, глядя на некоторые каналы, иногда испытываю сомнение. Либо они готовятся людьми-инвалидами духа, либо они предназначены для людей инвалидов духа.

Я думаю, что расширение программ по проблемам инвалидности сделало бы российское телевидение гораздо более здоровым.

Паралимпийцы России, в частности, в зимних видах спорта уже показали здоровым людям прекрасный пример, как можно побеждать. Я думаю, что мы могли бы показать и пример здорового телевидения.

Заканчивая, уважаемые коллеги, я хочу вас от всей души поздравить с Днём космонавтики наступившим и наступающей Пасхой, и пожелать, чтобы мы с вами дожили до времени, когда добро и человечность в нашей стране, в том числе по отношению к инвалидам, достигнут космических высот.

Спасибо. (Аплодисменты.)

Дегтярёв А.Н. Спасибо, уважаемый Олег Николаевич.

Мне настолько с вами приятно работать в комитете, это я говорю публично. Когда рядом есть профессионал высокого класса, тем более остро чувствующий проблемы в отрасли, знающий её особенности. И вот сегодняшнее выступление Олега Николаевича – это ещё одна демонстрация ответственная в профессиональном отношении к нашему общему делу. Спасибо.

Полный текст стенограммы (файл PDF, 546 Кб).