. Общественная палата РФ
Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, я благодарю Общественную палату за организацию сегодняшних слушаний!
Постараюсь быть кратким. Начну с того, что даже представители правительства в лице Ольги Голодец называют положение людей, находящихся в этих интернатах, ужасающим. Видите, мы пытаемся защитить чужие права, но даже собственные права на общественные слушания Общественная палата не может защитить от тех, кто показывает, кто на самом деле в доме хозяин. Работаем мы в антисанитарных условиях. Однако вернусь к делу.
Я не буду рассказывать подробностей, поскольку, думаю, это лучше меня сделают те, кто непосредственно занимался вопросами положения людей в этих самых психоневрологических интернатах. В частности, Сергей Александрович Колосков. Хочу обратить ваше внимание на законодательную сторону этого дела.
Как известно, государство вновь в первом чтении приняло новый законопроект об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации. Закон прошел первое чтение, второго пока нет, очень много критики. В частности, что удивительно, в новом законе не предусмотрен целый ряд прав людей, находящихся в психоневрологических интернатах, которые были в прежнем законе.
У нас вроде бы существует 55 статья Конституции пункт 2, который запрещает умалять права и свободы человека. Если по поводу таких прав как уровень заработной платы, пенсионные обеспечения и так далее у разных юристов бывают разные мнения, подпадают ли они под 55 статью Конституции, то вроде бы о таких правах, о которых мы сейчас будем говорить, сомнений ни у кого нет. Тем не менее, правительство вносит законопроект после заявления премьера, который отбирает у людей часть прав, которые прежде были.
Я хочу сказать, что депутаты Госдумы внесли 2 группы поправок ко второму чтению закона о социальном обслуживании населения в Российской Федерации. Первая группа просто восстанавливает то, что было в соответствии, как нам кажется, с 55 статьей Конституции.
Скажу сразу, что поправки были подготовлены главным образом при участии Сергея Александровича Колоскова. Смысл поправок первой группы такой: вернуть свободу от наказаний, не допускать официальных наказаний граждан пожилого возраста и инвалидов, использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляции граждан пожилого возраста и инвалидов.
Ни для кого не секрет, что злоупотребляют лекарствами для достижения покорности, изоляторами и так далее.
Следующие предложения: обеспечение условиями проживания, отвечающими санитарно-гигиеническим требованиям. Если новый закон будет принят в том виде, как в первом чтении, можно будет поселить людей, как попало, по любым санитарным нормам или при полном отсутствии санитарных норм. Я не очень удивляюсь, если в детском саду выделяются 2,5 квадратных метра на ребенка, почему-то на студента выделяется 11, а в Москве и Петербурге даже 13, при том, что сейчас все больше студентов учится на условиях электронного обучения и им площади в вузе практически совсем не нужны, то чудеса наши неисповедимы.
Соответственно, мы предлагаем вернуть право на социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию, право на свободное посещение адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами. Даже это в новую версию законопроекта каким-то образом не попало. Сохранение занимаемых по договору найма или аренды жилых помещений в течение 6 месяцев с момента поступления в стационарные учреждения. В случае, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, в течение всего времени пребывания в этом учреждении. Это одна группа поправок.
Есть и вторая группа поправок, которую мы связываем с ратификацией Конвенции о правах инвалидов. Среди этих поправок хочу особо подчеркнуть вот что. Что социальные услуги в стационарных условиях предоставляются людям в учреждениях квартирного типа. Это соответствует международной практике, предлагается соответствующая специальная программа по перепрофилированию стационарных учреждений в учреждения квартирного типа до 2020 года. Какие из этих поправок удастся провести, не знаю, но совершенно очевидно, что оставлять ситуацию в прежнем виде, с нашей точки зрения, нельзя.
Пожары – не только физическое явление, это еще и символ. В психоневрологических интернатах ситуация действительно пожарная. Спасибо за внимание! Прошу Общественную палату поддержать наши предложения!