О проекте ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

. Государственная Дума, «круглый стол» Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов

Смолин О.Н. Добрый день, уважаемые коллеги! Учитывая дефицит времени, постараюсь изложить 10 позиций в 5-7 минут.

Позиция первая. Когда в Думе ратифицировали Конвенцию о правах инвалидов, высказывались немножечко разные точки зрения. Уважаемый Михаил Борисович говорил очень оптимистично, а Александр Владимирович Ломакин-Румянцев очень осторожно. А я говорил о том, что дальнейшая судьба конвенции зависит от нас. Конвенция может стать точкой опоры, если мы к ней приложим рычаг в виде изменений в законодательство, можем существенным образом улучшить жизнь наших инвалидов. Если мы этого сделать не сможем, соответственно, тогда оптимизм не оправдается и это будет печально. Вот сейчас нам как раз предстоит понять, что же мы реально сможем сделать.

Позиция вторая. Безусловно, я считаю необходимо поддержать проект. Надо высказать слова одобрения и благодарности его авторам. Проект за многие позиции можно похвалить. Но время не позволяет на этих позициях подробно останавливаться.

Пользуясь случаем, только хочу напомнить, что 7 марта в Сочи состоялось заседание Совета по вопросам попечительства в социальной сфере под руководством председателя правительства Дмитрия Анатольевича Медведева. Ваш покорный слуга от имени общественных организаций инвалидов и Паралимпийского комитета озвучил просьбу продлить программу «Доступная среда». Дмитрий Анатольевич после этого заявил, что программа будет продлена. Другое дело, пока не знаем, в каких финансовых параметрах. Это тоже к некоторому оптимизму.

Позиция третья. Ещё когда готовились к ратификации конвенции, нами была подготовлена большая концепция внесения изменений в законодательство, которое содержало более 70 различных пунктов. Понятно, что все их я озвучить не смогу, хочу озвучить только некоторые.

Уважаемый Григорий Григорьевич сказал, что мы этим законопроектом не вводим новых льгот. Мы не просим новых, вот если бы удалось вернуть некоторые из тех, которые были утрачены в результате принятия печально знаменитого закона о монетизации в 2004 году – это было бы неплохо.

Я остановлюсь только на некоторых предложениях, которые касаются инвалидов всех нозологий, но и большого их количества.

Позиция четвёртая. Индивидуальная программа реабилитации. Коллеги, несмотря на некоторое улучшение, до сих пор большое количество жалоб. Люди говорят, месяца полтора уходит на переосвидетельствование при получении индивидуальной программы реабилитации. Для того, чтобы получить собаку-проводника инвалид по зрению должен пройти всех врачей. Я иногда шучу: наверное, чтобы собаку не заразил. Мы предлагаем, уважаемые коллеги, упростить процедуру выдачи индивидуальной программы реабилитации возможностью без переосвидетельствования по документам, которые представит инвалид, или, соответственно, которые есть в органах медико-социальной экспертизы.

Пятое. Рабочие места. Закон на эту тему недавно принят. Нам кажется, можно было идти дальше в направлении того закона, который действовал до 2005 года. В частности, хочу напомнить, что мне, например, довелось побывать в Турции и там примерно такой закон, какой у нас был до 2005 года, действует. Турция собирается всё ещё в Евросоюз, хотя энтузиазм в последнее время угас. Как сейчас модно говорить, драйвером этого процесса является государственный сектор. В госсекторе установлены более высокие нормативы.

Я бы просто хотел обратить внимание. Сейчас у нас штрафы за нарушение закона о рабочих местах. Но, может быть, правильнее было бы вернуться к той позиции, которая была прежде, а именно, не создающие рабочие места, сумму, необходимую для этого перечисляют в бюджет, а бюджет её предоставлять тем, кто, соответственно, создаёт такие рабочие места.

Шестое. Медицина. В конвенции специально подчёркивается, что медицина должна быть организована так, чтобы удовлетворять как общие потребности людей с инвалидностью со здоровыми людьми, так и специфические потребности.

Я посмотрел внимательно наше законодательство. В том числе в программе оказания бесплатной медицинской помощи есть лишь одно упоминание об инвалидах – это дополнительное питание для детей-инвалидов. Больше ничего. Нам кажется этого явно недостаточно. Нам кажется, что конвенция в этой части не исполняется. Нужны предложения.

Позиция седьмая. Лекарства. 80-90 процентов всех льготников по опросам лекарствами не удовлетворены. Очень часто возникает ситуация, когда лекарства бесплатного по рецепту нет, рядом за плату есть. Один из возможных путей решения вопроса был бы такой – разрешить инвалиду приобретать лекарства за плату с последующим возмещением затрат. Иначе получается, что люди очень долго ждут бесплатных лекарств.

Позиция восьмая. Выплаты на уход. Сошлюсь на ту же Турцию, повторяю не на Францию, не на Германию. Выплата на уход за инвалидом равна прожиточному минимуму, у нас она раз в пять меньше, и предоставляется тому, кого выбирает инвалид, а у нас только человеку неработающему. То есть инвалид не может выбрать, кто за ним реально будет ухаживать. Мне кажется, не надо смешивать две разные проблемы – проблему уменьшения числа безработных и проблему, соответственно, ухода за инвалидами. Поэтапно надо поднимать плату за уход до прожиточного минимума. Для нас это очевидно.

Позиция девятая. Образование. Недавно на президентской комиссии по делам инвалидов уважаемая Людмила Ивановна Швецова, кивнув головой в мою сторону, сейчас Олег Николаевич опять нам скажет, что несовершенный закон об образовании приняли, внесла целый ряд предложений к Закону «Об образовании» в части образования инвалидов. Я согласен с большинством этих предложений без всяких сомнений. Хочу заметить, что если прежде у нас ключевой проблемой была проблема, связанная с тем, что людям, которые хотят обучаться в условиях инклюзии, такой возможности не предоставляли, то в последнее время все больше и больше жалоб на псевдоинклюзию. Специальные коррекционные учреждения расформировываются, детей помещают в обычные, специальные условия при этом не создаются. Понятно, что качество образования от этого падает. Нами подготовлены предложения с тем, чтобы ввести прямую норму в законодательство о праве выбора родителей, выбора учреждения инклюзивного или коррекционного образования.

Позиция десятая. Жилье. Новый Жилищный кодекс лишил инвалидов права на первоочередное получение жилья. Не все инвалиды подпадают под категорию бедных. Но большинству из них по их доходам и другим показателям не дают ипотеку. Нам кажется, нужно было бы вернуть инвалиду право на первоочередное получение жилья, а вместе с тем, как мне представляется, и вернуться к вопросу о льготной оплате жилья, которая была в 17-й статье Закона «О социальной защите инвалидов», но была ликвидирована. Что из этого удастся принять, уважаемые коллеги, не знаю, хочу только напомнить одну известную притчу. Поскольку нам Минфин и Минэкономразвития говорят о том, что мы находимся то ли в состоянии рецессии, то ли где-то на грани депрессии, то ли где-то ещё, хочу вспомнить известную притчу о том, как в начале предыдущего кризиса в 2009 году в одном подвале беседовали два бомжа, услышали шум наверху. Один другого спросил:

– Что там у них происходит?

– У них кризис.

– Ну нас же он не коснется.

– Ну как не коснется? У тебя друзья-банкиры есть?

– Нет.

– Значит, будут.

Давайте приделаем к этой притче позитивный финал. Он у него спрашивает:

– У тебя друзья-инвалиды есть? И не будет.

Государство должно обеспечить социальную защиту инвалидов, независимо от экономических кризисов.

Спасибо.