. Государственная Дума, «круглый стол» фракции КПРФ
Председательствует первый заместитель председателя Комитета по образованию О.Н. Смолин
Смолин О.Н. Уважаемые коллеги! Как обычно, мы благодарим за организацию нашего «круглого стола» фракцию Компартии Российской Федерации, которая всегда нам оказывает поддержку. Но наше мероприятие ни в коем случае не партийное, оно общегуманитарное.
Мы благодарим за поддержку Фонд Розы Люксембург, представители которого сегодня будут выступать. Сразу хочу сказать, что иностранных агентов у нас нет, поскольку ни одна общественная организация денег не получала. А вот благодарность фонду за то, что люди из регионов смогли приехать на наше мероприятие, я думаю, мы вправе и должны выразить.
Хочу сказать, что рядом со мной в президиуме находится Владимир Александрович Крупенников, член комитета по информационной политике Государственной Думы, соответственно известный телеведущий, руководитель общественной организации «Стратегия», ну и турист-экстремал.
Ещё у нас в президиуме ожидаются несколько депутатов Государственной Думы, которых мы по мере их появления будем сюда приглашать. Как и некоторых других наших коллег, которые должны были появиться, но пока мы их ещё не видим.
Пользуясь случаем, хочу представить ещё одного человека в президиуме. Это Илья Зайферт, в недавнем прошлом депутат Бундестага и соответственно сейчас лидер Всеобщего союза Германии «За достоинство и равноправие», по-моему. Хотел бы, чтобы мы поприветствовали нашего немецкого гостя.
(Аплодисменты.)
Илья много полезного сделал для организации сотрудничества между нашими и германскими общественными организациями. Я думаю, его присутствие тем более важно, учитывая общий контекст международной ситуации в настоящее время.
Теперь, уважаемые коллеги, позвольте сказать несколько вступительных слов буквально, для того чтобы мы могли начать содержательное обсуждение интересующей нас темы.
Мы живём, кто-то говорит – в информационном обществе, кто-то говорит – накануне перехода в информационное общество. И для каждого гражданина современного общества это чрезвычайно важно, но особенно важно это для людей с инвалидностью.
И, на мой взгляд, существует по меньшей мере четыре важнейших направления, раскрывающих тему «Инвалиды в информационном поле».
Направление первое – это доступ к информации. В информации нуждаются все, но люди с инвалидностью особенно.
Люди с инвалидностью по зрению лишены возможности получать 90 процентов информации с помощью глаз, как это делают другие, и поэтому в Европе их часто называют инвалидами по чтению.
Люди с инвалидностью по слуху нуждаются в сурдопереводе и субтитрировании. Кстати, одно из немногих достижений Государственной Думы с тех пор, как была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, – принятие федерального закона, который поднял статус русского жестового языка.
Люди с инвалидностью в связи с опорно-двигательным аппаратом, колясочники, тоже нуждаются, особенно в доступе к информации, поскольку сплошь и рядом это позволяет им преодолевать ограничения в передвижении, и так далее, и так далее.
По оценкам социологов, по-прежнему ключевым направлением получения информация для людей с инвалидностью является телевидение. От 60 до 80 процентов предпочитают именно его. Вторым являются печатные средства массовой информации (порядка 55 процентов). Третьим является Интернет (около 50 процентов). И, к удивлению своему, я обнаружил, что радио уступает в своей позиции другим средствам массовой информации. Только порядка 12-18 процентов активно используют радио, к которым принадлежу и я, ваш покорный слуга.
Нам предстоит большая работа в связи с тем, что в Государственной Думе обсуждается большой законопроект «О внесении изменений в законодательство в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», в том числе и в этом направлении. Поэтому, если, уважаемые коллеги, у вас будут предложения, мы не гарантируем, что их реализуем, но, по крайней мере, мы их внимательно выслушаем и постараемся сделать что сможем.
Второе направление. Тема «Инвалиды в информационном поле» – это, соответственно, доступ инвалидов к государственным услугам. Опять же по причине разного рода ограничений в здоровье мы больше, чем другие граждане заинтересованы в таком доступе. Если мы откроем программу развития информационного общества в России, то к 2017 году предполагается, что 70 процентов граждан Российской Федерации должны получить доступ к государственным услугам через Интернет. Причём ответ на свой запрос, как записано в этой программе, в течение трёх минут.
Хочу заметить, что, по оценкам социологов, в среднем доля инвалидов, работающих с Интернетом, примерно такая же, как и в среднем доля населения – около половины. По разным оценкам, 5-7 миллионов людей с инвалидностью из 13 с небольшим миллионов уже сейчас пользуются Интернетом.
Третья позиция, уважаемые коллеги – это, конечно, доступ к образованию. Как представитель Комитета по образованию и науке я даже поставил бы, наверное, её на первое место. Недавно Государственная Дума проводила специальные парламентские слушания по поводу реализации программы электронного обучения дистанционных образовательных технологий. Во всём мире в технологическом плане это направление сейчас признаётся основным. Мало того, многие утверждают, что мы сейчас переживает третий этап в развитии образовательных систем.
Первый этап – учитель-ученик, традиционное общество, индивидуальное обучение. Сократ, гуляющий по афинским садам и обучающий своих учеников методам сократической беседы.
Второй этап – индустриальное общество. Аудиторная или классно-урочная система. Учитель обучает класс.
Третий этап, о котором сейчас говорят всё больше, – это как раз обучение с помощью информационных технологий. Это не значит, что предыдущие уровни и системы образования исчезнут. Это значит, что новая система образования всё более и более будет занимать ведущее место в образовании в современном мире. Для людей с инвалидностью это тоже особенно важно, поскольку позволяет преодолевать целый ряд ограничений, в том числе связанных с передвижением. Вы знаете, что за последнее время в стране активно реализуется программа обучения, дистанционного обучения детей с инвалидностью, студентов с инвалидностью и так далее.
И, наконец, четвёртое, нарастающее направление – это направление, связанное с трудоустройством. По некоторым оценкам, примерно 6 тысяч людей с инвалидностью в России работают в режиме фриланса – свободных профессий. Причём далеко не все работают на Российскую Федерацию, в чём, вообще говоря, мы крайне заинтересованы. Недавно столкнулся с ситуацией, когда талантливый, молодой экономист-колясочник, к сожалению, не смог трудоустроиться с помощью наших университетов и получил предложение от университета Беркли. Кто выиграет от такой ситуации? Я думаю, не Россия. Я думаю, мы крайне заинтересованы в использовании нашего человеческого потенциала в интересах нашей страны.
Порядка 15 тысяч людей с инвалидностью, по оценкам социологов, занимаются предпринимательством в Интернете – кто-то с образованием юридического лица, кто-то как индивидуальный предприниматель, кто-то вообще ничего не оформляет.
И, соответственно, это направление в трудоустройстве будет развиваться прогрессирующими темпами быстрее других направлений, по нашим оценкам. Кстати, Государственная Дума приняла закон под условным названием закон «О дистанционных работниках».
Повторю, в Государственной Думе на обсуждении находится большой законопроект, в который мы сейчас можем попытаться внести очень существенные поправки. Мы будем благодарны за идею, за информацию, за представление проектов – за всё, что вы нам расскажете. На этом позвольте мне закончить.
Текст стенограммы. (файл PDF, 500 Кб).