. Москва. Государственная Дума
Рассмотрев проект федерального закона № 258591-5 «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», внесенный Правительством Российской Федерации, (далее по тексту – законопроект) Комитет Государственной Думы по образованию отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах.
Проект бюджета основан на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов. Предполагается, что ВВП в 2010 году вырастет на 1,6%, в 2011 году – на 3%, в 2012 году – на 4,3%.
Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в 2010 году составляет 6 950,0 млрд. рублей (16,1% ВВП), в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3 194,7 млрд рублей. Общий объем расходов федерального бюджета запланирован в объеме 9 886,9 млрд рублей (22,9% ВВП).
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Образование» характеризуются следующими данными.
Наименование |
Отчёт 2008 год |
2009 год |
2010 год (проект) | ||
Сумма
|
Изменения к 2009 году | ||||
в млн. руб.
|
в %
|
||||
Раздел «Образование» | 354 999,0 | 413 101,0 | 398 733,2 | -14 367,8 | 96,5 |
в том числе: | |||||
Подраздел «Дошкольное образование» | 3 632,3 | 4 296,7 | 4 047,8 | -248,9 | 94,2 |
Подраздел «Общее образование» | 4 147,8 | 4 738,1 | 5 109,3 | +371,2 | 107,8 |
Подраздел «Начальное профессиональное образование» | 11 471,0 | 13 217,2 | 3 206,0 | -10 011,2 | 24,3 |
Подраздел «Среднее профессиональное образование» | 33 958,5 | 37 800,9 | 31 678,6 | -6 122,3 | 83,8 |
Подраздел «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» | 4 004,0 | 4 895,6 | 4 615,2 | -280,4 | 94,3 |
Подраздел «Высшее и послевузовское профессиональное образование» | 280 021,6 | 328 623,7 | 328 827,5 | +203,8 | 100,1 |
Подраздел «Молодежная политика и оздоровление детей» | 588,4 | 904,3 | 600,3 | -304,0 | 66,4 |
Подраздел «Прикладные научные исследования в области образования» | 1 952,5 | 6 695,2 | 10 471,5 | +3 776,3 | 156,4 |
Подраздел «Другие вопросы в области образования» | 15 222,9 | 11 929,3 | 10 177,0 | -1 752,3 | 85,3 |
В пояснительной записке к указанному законопроекту даны подробные пояснения по всем подразделам раздела «Образование».
Рассматривая подразделы «Дошкольное образование», «Общее образование», «Начальное профессиональное образование», «Среднее профессиональное образование», следует учитывать, что основную нагрузку по финансированию соответствующих расходов несут субъекты Российской Федерации. В соответствии со статьей 26/3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также организация предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования осуществляется данными органами самостоятельно за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации по разделу «Образование» составят в 2009 и 2010 годах, соответственно, 1 691,9 и 1 662,5 млрд. рублей.
Уменьшение бюджетных ассигнований по подразделу «Начальное профессиональное образование», предусмотренных на указанные цели в 2010 году против 2009 года, обусловлены передачей сети федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации предоставление данного уровня образования относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне сохранены, главным образом, специальные профессионально-технические училища.
В связи с завершением реализации направления, связанного с государственной поддержкой подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в 2009 году, бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» подразделу «Среднее профессиональное образование» в 2010 году не предусматриваются.
По подразделу «Высшее профессиональное образование» предусмотрены средства на субсидии для проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, в сумме 706,0 млн. рублей; а также субсидии образовательным учреждениям в странах СНГ и общественным организациям в сумме 304,0 млн. рублей.
Рост бюджетных ассигнований по подразделу «Прикладные научные исследования в области образования» связан с реализацией федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», на которые запланировано 8 575,0 млн. рублей, что на 3 862,4 млн. рублей или на 82,0% больше, чем в 2009 г.
Комитет Государственной Думы по образованию отмечает, что в предложенном проекте не решены проблемы связанные со стипендиальным обеспечением. Прежде всего это касается студентов и учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, обучающихся по очной форме и получающих образование за счет средств федерального бюджета. В настоящее время их стипендия составляет 400 рублей в месяц. Комитет Государственной Думы по образованию уже обращался с предложением об увеличении с 1 апреля 2010 года размера этой стипендий до 800 рублей. Кроме того, Комитет предлагал увеличить стипендиальный фонд федеральных вузов (включая стипендии аспирантам и докторантам) на 25%.
Комитет обращает внимание, что Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект № 258660-5 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», в котором предлагается приостановить действие с 1 января 2010 года по 1 января 2011 года положения абзаца второго пункта 3 статьи 52/2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в части обеспечения Российской Федерацией софинансирования расходов путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, связанных с предоставлением компенсации за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Данное изменение не должно отразиться на положении родителей, получающих компенсацию за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, поскольку финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В то же время это создает дополнительную нагрузку на бюджеты субъектов Российской Федерации, поскольку софинансирование прямо предусмотрено приостанавливаемым пунктом закона, а действие указанной статьи летом текущего года распространено на родителей, чьи дети посещают негосударственные образовательные организации.
Учитывая, что стипендия аспиранта составляет 1500 рублей, а докторанта 3000 рублей, недостаточно обоснованной представляется позиция о приостановлении с 1 января 2010 года по 1 января 2011 года действие пункта 11 статьи 19 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», устанавливающего выдачу каждому аспиранту и докторанту, обучающемуся за счет средств федерального бюджета, ежегодного пособия для приобретения научной литературы.
Как и в прошлые годы в бюджете не предусматриваются средства на финансовое обеспечения прав педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), предусмотренных статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании». При этом не учитывается, что по решению судов иски по данному вопросу удовлетворяются в полном объеме за счет казны Российской Федерации.
Летом текущего года был принят Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Этот закон предоставляет вузам значительные возможности для реализации накопленного интеллектуального потенциала. Цель его принятия – способствовать развитию наукоемкого сектора нашей экономики, созданию десятков тысяч новых рабочих мест. Имеющаяся в России практика реализации программ создания и развития малых инновационных предприятий показывает необходимость и эффективность поддержки таких предприятий государством на начальном и наиболее рискованном этапе существования. В связи с этим представляется целесообразным предусмотреть в федеральном бюджете средства на государственную поддержку малых предприятий, создаваемых в соответствии с принятым Федеральным законом.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по образованию предлагает принять законопроект № 258591-5 «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении с учетом замечаний и предложений, изложенных в настоящем заключении при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета Г.А. Балыхин