Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается проект Федерального Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Первоначальный проект подготовлен специалистами по заказу и под руководством Министерства образования. Затем над проектом более полугода работала рабочая группа, созданная Комитетом Совета Федерации по вопросам науки, культуры и образования при участии представителей пяти министерств и ведущих общественных организаций инвалидов. 18 ноября 1995 года проект внесен в Госдуму Советом Федерации, причем представителем Совета Федерации по законопроекту в Государственной Думе был назначен ваш покорный слуга. Это решение новый состав Совета Федерации оставил в силе (по новому регламенту это допустимо). Таким образом, сегодня я выступаю в двух лицах: и как представитель Совета Федерации, и как представитель ответственного комитета Госдумы. Вы, уважаемые коллеги, сэкономите на этом время одного доклада. Среди многих аргументов в пользу законопроекта назову лишь три.
Аргумент первый — ситуация. В принципе, тенденция к росту числа детей с физическими и психическими недостатками характерна для всей цивилизации. Но в наших условиях, которые на Западе назвали бы великой депрессией, а в России именуют стабилизацией, эта тенденция проявляется особенно остро.
Так, по данным Министерства образования, в начале девяностых годов каждый пятый ребенок в России рождался нездоровым, в том числе 5,8 % — с наследственной патологией. В настоящее время лица с ограниченными возможностями здоровья составляют не менее 10 % обучающихся в России. В специальных образовательных условиях нуждаются в нашей стране до 8 % населения, фактически их имеет не более 4 %. Специальную педагогическую помощь получает одна четверть детей. Мы не ошибемся, если скажем, что принимаемый Закон затрагивает интересы более 2 миллионов маленьких и взрослых российских граждан. Хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, что ссылаюсь исключительно на официальные данные. Другие эксперты дают гораздо более тревожные цифры.
Аргумент второй — экономические соображения. Закон требует известных финансовых затрат, однако хотел бы обратить внимание на два обстоятельства.
Во-первых, мы, Комитет Госдумы поступили предельно корректно по отношению к Совету Федерации строго по регламенту, не меняя ничего в тексте законопроекта. Но ко второму чтению часть норм, касающихся сроков введения действия отдельных статей Закона, мы намерены изменить таким образом, чтобы в 1996 году он не потребовал дополнительных бюджетных ассигнований. Иначе говоря, речь идет о постепенном увеличении затрат с 1997 года до 2005 года.
Во-вторых, в мировой экономической науке давно признано, что при более или менее налаженном экономическом механизме, именно инвестиции в человека в долгосрочной перспективе наиболее выгодны. Получив образование соответственно способностям большинство лиц с ограниченными возможностями здоровья смогут работать. По некоторым подсчетам, каждый работник, зарабатывая рубль для себя, 2,5 рубля отдает обществу. Следовательно, окупаются затраты общества на образование и социальные пособия.
Третий аргумент — соображения гуманности. Надеюсь в этом зале о них не забыли, и готовы помочь хотя бы тем, кто острее всего в этом нуждается. Напомню: речь идет главным образом о детях, и не просто о детях, а именно о тех, кто имеет физические, умственные или сложные недостатки, т.е. нуждается в защите своих прав вдвойне.
Наш законопроект выполняет и развивает положения базового Федерального Закона «Об образовании». Он призван реально обеспечить право на образование детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, их полноценную жизнь и интеграцию общества, а так же права родителей, имеющих таких детей. Закон охватывает проблемы специального образования от детского сада до ВУЗа и устанавливает ряд правовых норм. Вот лишь некоторые из них:
- вводится Федеральная программа развития специального образования, утверждаемая Федеральным Законом;
- гарантируется первоочередное финансирование специального образования отдельной строкой в бюджете в нормативный срок;
- в дополнение к нормам действующего Закона устанавливается новая форма получения образования. В том числе обучение на дому, в стационарном лечебном заведении, интегрированное обучение;
- устанавливаются виды специальных образовательных учреждений в зависимости от характера физического или психического недостатка обучающихся;
- вводится особый порядок финансирования учреждений специального образования, включая прямое финансирование учредителя и средства федерального бюджета или средства субъекта Федерации в размере именного государственного обязательства.
Помимо общих прав обучающихся лица с ограниченными возможностями здоровья получает права:
- на освидетельствование, признание на право специального образования и получения именного государственного обязательства;
- на бесплатную коррекцию физических или психических недостатков;
- на дошкольное образование с трехлетнего возраста;
- на бесплатное образование в учреждениях любой организационно-правовой формы в пределах специальных образовательных государственных стандартов;
- на обеспечение транспортными средствами и др.
На одном концептуальном вопросе я хотел бы остановиться особо. Известно, что форма получения специального образования на Западе и в России исторически сложилась по разному. В России это главным образом специальные образовательные учреждения; на Западе — обучения детей в общих школах. Законопроект здесь идет по пути реформ в нормальном смысле этого слова. Мы сохраняем действующую систему и одновременно открываем дорогу новым формам получения образования. Попытка немедленно переделать все на западный манер в России привела бы лишь к обвальному увеличению цены и обвальному ухудшению качества образования.
Уважаемые коллеги, хотел бы обратить ваше внимание на то, что проект Закона был разослан во все комитеты Государственной Думы. Отрицательных заключений нет. Проект направлялся также в субъекты Федерации. 24 полученных заключения положительны, поддерживают необходимость и констатируют своевременность Закона, отмечают высокий уровень его проработки. Авторы одного отзыва рекомендуют вместо одного Закона принять положение о специальном образовательном учреждении. С этим мы согласится не сможем, поскольку речь идет о правах человека. Особо хочу отметить отзывы Министерства образования и Института коррекционной педагогики, которые дают очень высокую оценку проекту. Поддерживает проект Госкомвуз России.
Одна из рекомендаций Совета Европы, за вступление в который мы голосовали, — это международная экстрасила принимаемых проектов. В данном случае и это условие выполнено. В начале ноября Министерством образования и профильным Комитетом Совета Федерации была проведена международная конференция с участием экспертов нескольких европейских стран (Германии, Бельгии, Нидерланды). Несмотря на концептуальное различие с западной практикой, проект и здесь получил высокую оценку, вплоть до заявления, что это модельный закон для цивилизованных стран.
В заключение, уважаемые коллеги, хотел бы повторить вам то, что услышал при обсуждении проекта в Омской области, которую я здесь представляю: Закон устраивает, принципиальных замечаний нет, только принимайте быстрее! Эту просьбу хочу переадресовать вам. Прошу проголосовать постановление о принятии Закона в первом чтении.
Спасибо за внимание.