Доклад на пленарном заседании Госдумы «О проекте ФЗ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья…»

Уважаемые коллеги, вашему вниманию в очередной раз предлагается поистине многострадальный проект закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку после того, как мы первый раз его принимали, прошло уже два года с лишним, позвольте мне еще раз кратко напомнить историю вопроса и содержание законопроекта. Наверное, не все помнят. Первоначально проект был подготовлен специалистами под руководством Министерства образования. Затем над ним работала более полугода рабочая группа, созданная в Совете Федерации первого созыва, при участии представителей пяти министерств и ведущих общественных организаций инвалидов. В ноябре 1995 года Совет Федерации внес этот закон в Государственную Думу. Весной- летом 1996 года закон успешно прошел три чтения здесь, в Государственной Думе, и был одобрен верхней палатой парламента — Советом Федерации, причем каждый раз проходил конституционным большинством. Президент Российской Федерации отклонил закон, хотя замечания Президента не имели концептуального характера, оставляли возможность для согласования позиций.

Стремясь к компромиссу везде, где это возможно без ущемления интересов наших избирателей, Комитет по образованию и науке принял решение начать согласительные процедуры. К сожалению, процедуры затянулись более чем на полгода. Когда же согласие по всем позициям с представителем Президента было найдено, выяснилось, что Правительство представляло на законопроект замечания, но не официальное заключение, поэтому законопроект был возвращен к процедуре первого чтения. Еще несколько месяцев ушло на то, чтобы заключение Правительства было получено. Но оно оказалось отрицательным. При подготовке нового варианта законопроекта к первому чтению мы получили около ста поправок. Учтены замечания Правительства Российской Федерации, изложенные в заключении, а также комитетов Государственной Думы и субъектов Российской Федерации, при этом исправлено большинство положений законопроекта, на которые ссылалось Правительство, считая нецелесообразным его принятие. В редакции, которая сегодня вам представлена, сняты многие отсылочные нормы, устранены противоречия с федеральным законодательством, проект закона стал более четким и конкретным.

Уважаемые коллеги, учитывая, что вопрос рассматривается уже по второму кругу, позвольте мне не останавливаться на причинах необходимости принятия закона. Скажу только, что, к сожалению, количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет. Уже в настоящее время законопроект затрагивает интересы нескольких миллионов детей, их родителей, взрослых людей, нуждающихся в специальных образовательных условиях.

Законопроект дополняет и развивает положения базового закона «Об образовании», причем он призван обеспечить реальное право на образование

детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, их полноценную жизнь, интеграцию в общество, а также права родителей, имеющих таких детей. Законопроект охватывает проблемы специального образования от детского сада до вуза. Законопроект содержит много важных концептуальных положений. Однако ввиду недостатка времени я хотел бы остановиться лишь на одном из них, повторив это еще раз.

В настоящее время условно можно выделить две основные модели организации специального образования, назовем их условно советской и западной. Отечественная модель предполагала, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны получать образование главным образом в специальных учреждениях. Западная модель ориентирована в большой степени на обучение детей в школах общего назначения. Я сказал, что такое деление условно, потому что во многих индустриально развитых странах большинство детей учится в учреждениях специального образования. Например, в Бельгии интегрированным обучением охвачено лишь 4 процента всех детей с такими возможностями.

Предлагаемый вашему вниманию законопроект идет в этом вопросе по пути реформ в нормальном смысле этого слова. Приняв его, мы сохраним действующую систему специального образования и одновременно откроем дорогу развитию интегрированного обучения. Попытка немедленно переделать все в России на западный манер привела бы лишь к обвальному увеличению цены и ухудшению качества специального образования.

Уважаемые коллеги, выступая два года назад в этом зале, я говорил, что законопроект прошел международную экспертизу и получил высокие оценки со стороны специалистов Европейской ассоциации образовательного права вплоть до заявлений, что он может быть модельным законом для европейских стран. Мы очень надеемся, что закон будет принят и по третьему кругу вести его через парламент не придется. В этой надежде нас укрепляет распоряжение Президента Российской Федерации от 4 апреля 1998 года, которым в связи с Международным годом прав человека и 50-летием ооновской Декларации прав человека, Федеральному Собранию Российской Федерации рекомендуется рассмотреть в первоочередном порядке и принять в 1998 году федеральный закон об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования, то есть, этот самый закон под несколько другим названием.

Мы надеемся, что Правительство поддержит Президента и снимет возражения против этого законопроекта.

Уважаемые коллеги, учитывая, что речь идет, во-первых, о детях, во-вторых, о детях с ограниченными возможностями здоровья, я убедительно прошу вас принять законопроект во второй раз в первом чтении.

Спасибо за внимание.

Принимается.