Выступление на пленарном заседании Госдумы «О проекте федерального конституционного закона № 359878-3 «О внесении дополнения и изменения в статью 5 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (о правах и гарантиях Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ; внесен Законодательной Думой Хабаровского края)

Уважаемые коллеги! Сегодня Государственная Дума своим решением назначила Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Я думаю, что мы поступили бы правильно, если бы поддержали этого Уполномоченного и на законодательном уровне. Короче, вашему вниманию, уважаемые коллеги, предлагается проект федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы третьего созыва Бондарем, Коптевым-Дворниковым, депутатами Крашенинниковым, Савостьяновой, вашим покорным слугой и депутатом Шеиным. Мы, авторы законопроекта, предлагаем вам внести в действующий федеральный конституционный закон два дополнения.

Во-первых, мы просим пункт 1 статьи 5 дополнить следующим положением: «Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, его компетенция, организационные формы и условия его деятельности определяются законом субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных статьей 361 настоящего Федерального конституционного закона».

Во-вторых, мы предлагаем дополнить закон этой самой статьей 361, в которой прописываются полномочия и некоторые вопросы компетенции Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации, включая его право беспрепятственно посещать федеральные органы исполнительной власти и право отказываться от дачи свидетельских показаний в том случае, когда это связано с выполнением его обязанностей.

Уважаемые коллеги, предлагаемый проект направлен на уточнение правового положения Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Сейчас статьей 5 действующего федерального конституционного закона определено право субъектов Российской Федерации утверждать в соответствии со своими конституциями или уставами должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации.

Начиная с 1997 года в субъектах Российской Федерации происходит формирование института уполномоченных по правам человека — региональных омбудсменов, говоря на иностранный манер. В настоящее время в двадцати семи субъектах Федерации такие уполномоченные избраны. В то же время, эффективное исполнение ими своих обязанностей по защите прав и свобод жителей территорий невозможно без регулирования их компетенции на федеральном уровне, федеральным законодательством. Так, например, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлено право регионального уполномоченного беспрепятственно посещать органы и учреждения федерального подчинения, в том числе воинские части и так далее, получать необходимые документы и материалы от органов и учреждений федерального подчинения, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и свобод обратившихся к нему людей. Без принятия законодательного решения на федеральном уровне невозможно установить и право уполномоченного отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу, если обстоятельства стали ему известны в связи с выполнением его обязанностей.

Без регулирования этого вопроса на федеральном уровне, уважаемые коллеги, решение проблемы невозможно, и это признало и наше Правовое управление.

Уполномоченный по правам человека в субъекте Федерации — хотел бы это отметить особо — должность не избыточная. Федеральный Уполномоченный с учетом масштабов государства не имеет возможности самостоятельно посетить каждую воинскую часть, каждое закрытое предприятие или учреждение, каждую психиатрическую больницу, даже федерального подчинения, каждое пенитенциарное учреждение, эти обязанности может и должен исполнять региональный защитник народа.

Служба территориальных уполномоченных по правам человека сложилась в большинстве демократических федеративных государств, например в землях Федеративной Республики Германии, с 60-х годов — в провинциях Канады, в те же годы такие службы были сформированы в большинстве штатов Соединенных Штатов, Австралии, областей и провинций Италии. Я не думаю, уважаемые коллеги, что работы у уполномоченных по правам человека в России меньше, чем в этих странах с достаточно развитыми демократическими традициями.

Кроме того, согласно статье 14, пункт 3, Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятой Генеральной Ассамблей ООН 9 декабря 1998 года, каждое государство обязуется обеспечивать и поддерживать, когда это необходимо, создание и развитие новых независимых национальных учреждений по вопросам поощрения и защиты прав человека, в том числе, таких, как омбудсмены, комиссии по правам человека и так далее.

Хочу подчеркнуть, что в отсутствие необходимого регулирования регионы, субъекты Федерации, стремясь создать действенную службу защиты прав человека, в большинстве случаев уже ввели соответствующие нормы в свои законы, в том числе Республика Татарстан, Красноярский, Приморский края, Амурская, Архангельская, Волгоградская, Саратовская, Смоленская, Тюменская области и так далее, но эти нормы региональных законов вступают в явное противоречие с действующим федеральным законодательством. И это противоречие должно быть снято, на это направлен наш законопроект. Таким образом, уважаемые коллеги, для разрешения уже существующих правовых коллизий, вызванных очевидным правовым вакуумом, необходимо приведение компетенции уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в соответствие с задачами и общественной значимостью защиты прав человека.

Проект закона, который мы предлагаем, не предусматривает дополнительных расходов из федерального бюджета, он не требует изменения действующего законодательства в других областях. Вместе с тем мы знаем, что на законопроект поступил отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации, а также отрицательные заключения профильного комитета и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Доводы наших оппонентов против нашего законопроекта сводятся к двум основным. Во-первых, по их мнению, регулирование компетенции региональных омбудсменов не является предметом федерального конституционного закона. Во-вторых, по их мнению, наш законопроект вторгается в компетенцию субъектов Российской Федерации, что якобы противоречит статье 73 Конституции России. Однако оба эти аргумента, на наш взгляд, кажутся как минимум спорными.

Во-первых, если действующий Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» устанавливает право субъектов Российской Федерации вводить у себя такую должность, то вполне логично, чтобы этим же законом были установлены основные вопросы, связанные с компетенцией этого уполномоченного.

Во-вторых, обратите внимание, уважаемые коллеги, что установить федеральным конституционным законом компетенцию субъектов Российской Федерации просят нас сами эти субъекты, и в частности Хабаровский край, представитель которого будет выступать здесь после меня. А мы в ответ как бы заявляем, то есть наши оппоненты в ответ заявляют: не вмешивайтесь в полномочия субъектов Российской Федерации. Коллеги, это даже не стремление быть святее папы или православнее патриарха. Это похоже на что? На обвинение патриарха в ущемлении прав самого патриарха.

В-третьих, не могу не обратить ваше внимание на то, уважаемые коллеги, что в отношении различных субъектов права законодательной инициативы у нас явно существует двойной стандарт. Напомню, совсем недавно Государственная Дума третьего созыва приняла президентский закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и этим законом мы совершенно спокойно передали более сорока федеральных полномочий субъектам Российской Федерации, причем, пока, без денег. И никто не вспоминал про статью 73 Конституции Российской Федерации и про то, что, строго говоря, распределение полномочий между центром и регионами не имеет никакого отношения к предмету регулирования данного закона.

Уверен, в ближайшее десятилетие у всех, кто стремится защищать права человека в России, работы будет более чем достаточно, поэтому прошу поддержать наш законопроект и тем самым подвигнуть Россию к движению в направлении развития цивилизованных стран. Спасибо за внимание.

Не принимается.