Выступление на пленарном заседании Госдумы «О проекте ФЗ № 368913-3 «О внесении изменения в статью 264 части второй Налогового кодекса РФ» (в части изменения порядка отнесения расходов налогоплательщика к расходам на подготовку и переподготовку кадров)

Уважаемые коллеги! Я убедительно прошу Государственную Думу поддержать в первом чтении законопроект, предложенный Новгородской областной Думой. Прошу сделать это по следующим соображениям.

Первое. Вы, наверное, много раз слышали, что образование у нас в России — финансовый приоритет, многие даже говорят, что бюджетные расходы на образование в последние годы взлетают, как ракета. Не знаю, как насчет ракеты, но, если даже принять, что бюджетные расходы на образование в бюджетах регионов за последние пять лет вырастут примерно в три с небольшим раза, то нельзя, наверное, не вспомнить, что они же в реальных деньгах за 90-98-й годы упали, по меньшей мере, в восемь раз. Поэтому, если эта ракета и взлетает, то явно из ямы и еще не достигла ее края.

Между тем, в последние годы мы активно сокращаем возможность так называемого внебюджетного финансирования нашего образования, за счет внебюджетных источников. Эта политика, последовательно направленная на сокращение налоговых льгот, проводится, начиная с 2002 года, и только по Министерству образования в 2002 году потери превысили 3,5 миллиарда рублей.

Второе соображение, уважаемые коллеги. Если в наиболее передовых странах пытаются реализовать лозунг «Образование — в течение всей жизни» и поэтому расходы на дополнительное образование, переквалификацию, переподготовку кадров там сравнимы с расходами на образование профессиональное, то у нас в России, если вы посмотрите бюджет, разница в этих расходах если не в сто раз, то, по крайней мере, в несколько десятков раз. И, следовательно, не давая налоговых льгот, мы тем самым не позволяем как-то сблизить эти расходы.

Ну и третья позиция, уважаемые коллеги. Если мы хотим обеспечить современный рынок труда высококвалифицированными кадрами, мы должны понимать, что в течение жизни современному человеку придется менять свою квалификацию минимум пять-шесть раз, а это значит, что придется получать дополнительное образование, может быть, получать второе высшее образование или повторно получать профессиональное образование, а это со стороны государства требует определенного стимулирования. Короче говоря, этот законопроект, как мне кажется, идет в духе опыта наиболее передовых стран, которые льготируют некоммерческий сектор вообще и переподготовку кадров в особенности, а потому я просил бы его поддержать в первом чтении. Ко второму чтению можно разобраться, какие позиции учтены, какие не учтены и, какие надо учесть еще.