Доклад на пленарном заседании Госдумы «О проекте Федерального конституционного закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (отрывок)

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального конституционного закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Думаю, уважаемые коллеги, вы хорошо понимаете, что актуальность этого закона достаточно очевидна, ибо ситуация с правами человека в Российской Федерации, если мягко сказать, далека от идеальной.

Да, если вы сравните, скажем, положение с социально-экономическими правами пятнадцать лет назад и сейчас, то увидите следующую картину: в более-менее реальных сопоставимых ценах минимальная заработная плата упала, по меньшей мере, в три с половиной раза, минимальная пенсия — примерно в два с половиной раза, расчетная студенческая стипендия в вузе — примерно в три с половиной раза, расчетная студенческая стипендия в сузе, в техникуме или колледже — примерно в семь, в ПТУ — примерно в десять раз, детское пособие — примерно в восемь раз в реальных деньгах и так далее.

Должен сказать, что, хотя мне тут и говорил уважаемый господин Митрофанов, что статистика — это классовая наука (я думаю, что это очень вульгарный марксизм, видимо, для освоения настоящего марксизма требуются другие интеллектуальные усилия), вот я уверен, что статистика в данном случае — это вещь упрямая.

Что касается прав политических, то приведу только два мнения заслуживающих внимания международных организаций. Например, согласно опросу журналистов, проведенному международной организацией «Репортеры без границ», по уровню свободы печати Россия дважды заняла 121-е место из 139. Ниже нас из бывших республик Советского Союза только Белоруссия и Туркменистан, согласно этому опросу даже Узбекистан занял 120-е место. Что касается оценки результатов прошедших парламентских выборов со стороны Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, президента ее Парламентской Ассамблеи господина Брюса Джорджа (вам, наверное, известны эти оценки), нашу правящую элиту обвиняют, во-первых, в использовании финансовых бюджетных ресурсов и, во-вторых, в том информационном фаворитизме, когда в средствах массовой информации об одних политических партиях говорилось только плохое, а о других — только хорошее. Что касается прав человека на свободу, неприкосновенность частной жизни, то я думаю, что мы еще не забыли ситуацию с человеком, очень похожим на генерального прокурора, или с прослушиванием разговоров очень высокопоставленных сотрудников администрации президента в 96-м году о ситуации с известной коробкой из-под ксерокса.

В целом ситуацию достаточно точно описывают результаты социологического исследования, которое было проведено в начале 2003 года в Ульяновской области. Согласно этому независимому опросу 50 процентов граждан полагают, что в настоящее время права человека нарушаются чаще, чем было в советскую эпоху, и только 2 процента придерживаются противоположного мнения.

Как известно, уважаемые коллеги, в странах с развитыми демократическими традициями для защиты прав человека парламентами создаются специальные должности типа уполномоченный по правам человека, уполномоченный по правам детей, уполномоченный по правам инвалидов, уполномоченный по правам национальных меньшинств, и так далее, и так далее.

В России также действует закон, совсем недавно мы избирали второго в российской истории Уполномоченного по правам человека.

Понятно, что одному Уполномоченному справиться с океаном проблем российских невозможно, поэтому подобные должности учреждены уже в двадцати семи субъектах Российской Федерации. Стремясь, чтобы это было повсеместно, мы и внесли этот самый законопроект «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Мы предлагаем учредить аналогичные должности во всех регионах Российской Федерации.

Я изложил политические аргументы в пользу необходимости такого решения, хотел бы прибавить к ним аргументы юридические.

Во-первых, уважаемые коллеги, в соответствии со статьей 2 Конституции России человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Понятно, что это конституционное положение должно быть подкреплено действенными механизмами защиты гарантий и прав личности. Каждому должна быть обеспечена возможность пользоваться всеми основными правами и свободами. Государство в свою очередь обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами, это утверждает статья 45 Конституции Российской Федерации. Поэтому полагаем, что нужно совершенствовать существующие механизмы и создавать новые механизмы правового характера, направленные на обеспечение прав человека как высшей ценности, установленной нашей Конституцией, и, соответственно, было бы полезно создать такие институты во всех субъектах Российской Федерации.

Во-вторых, уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание на то, что статья 19 Конституции устанавливает в России равенство всех перед законом и органами отправления правосудия. Гарантированное этой статьей равенство прав и свобод человека и гражданина относится в полной мере и к праву на их защиту всеми предусмотренными законом способами, в том числе и на защиту средствами, которыми располагает Уполномоченный по правам человека, а для этого нужно, чтобы уполномоченные были во всех субъектах Российской Федерации.

Уважаемые коллеги, мы получили, к сожалению, очередное отрицательное заключение Правительства Российской Федерации, извините, отзыв Правительства Российской Федерации, и профильного комитета нашей Государственной Думы. По мнению наших оппонентов, мы нарушаем статью 73 Конституции Российской Федерации и некоторые статьи Бюджетного кодекса, устанавливающие права субъектов Российской Федерации.

Понимаете, мне представляется, что это на самом деле не вопрос Конституции, это на самом деле вопрос ее трактовки. По крайней мере, мы много раз имели примеры того, как по другим законам Конституция трактовалась совершенно иначе.

Я напомню вам, уважаемые коллеги, что, например, компетенция субъектов Российской Федерации подробнейшим образом прописана в Земельном кодексе, который принимала предыдущая Государственная Дума. Я напомню еще раз, что прошлая Государственная Дума приняла закон, согласно которому до сорока полномочий было отнесено к ведению субъектов Российской Федерации, причем, сколько они на это получат денег, и получат ли, — вопрос, который в настоящее время остается открытым.

Мне представляется, что мы здесь имеем двойной стандарт, две разные точки зрения на права субъектов права законодательной инициативы. У нас все субъекты, видимо, равны, но некоторые равнее.

В заключение, уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание на то, что наш законопроект поддержан двадцатью шестью субъектами Российской Федерации: шестнадцать поддержали прямо и еще десять отметили, что не имеют замечаний. А уж если субъекты Российской Федерации готовы поддержать закон, который требует от них расходов, то это, наверное, говорит о том, что он действительно полезен.

Прошу всех, кто обеспокоен ситуацией с правами человека в России и хочет, чтобы мы приближались к правовому государству, проголосовать за этот законопроект. Те же, кому это безразлично, могут голосовать против или от голосования воздержаться. Спасибо, уважаемые коллеги.

Не принят.