Булаев Н.И., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция “Единая Россия”. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Федеральный закон “О дополнительном образовании” был принят Государственной Думой 12 июля 2001 года, одобрен Советом Федерации 20 июля и отклонен Президентом Российской Федерации 8 августа 2001 года.
Комитет разделяет мнение Президента Российской Федерации о концептуальной недоработанности Федерального закона “О дополнительном образовании”, наличии в нем положений, противоречащих законодательству Российской Федерации об образовании, а также наличии положений, выходящих за пределы предмета регулирования федерального закона. Президент Российской Федерации, в частности, отметил, что ряд положений Федерального закона “О дополнительном образовании” по существу дублирует нормы действующего законодательства в области образования.
Как заявлено в преамбуле, предметом регулирования Федерального закона “О дополнительном образовании” являются государственная политика в области дополнительного образования, право граждан на дополнительное образование и государственные гарантии по его реализации, компетенция Российской Федерации в области дополнительного образования. Отношения в области образования регулируются Законом Российской Федерации “Об образовании”, являющимся базовым законодательным актом, и согласно статье 3 этого закона все принимаемые федеральные законы и иные нормативные правовые акты по вопросам образования должны ему соответствовать.
Закон Российской Федерации “Об образовании” (статьи 5, 14, 15, 45 и другие) рассматривает дополнительное образование как неотъемлемую часть образования, получаемого обучающимися в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования. Причем, согласно пункту 6 статьи 14 закона, образовательные учреждения в соответствии со своими уставами вправе оказывать дополнительные услуги, реализовывать дополнительные образовательные программы на договорной основе. Государственные гарантии по реализации права на образование, включая и дополнительное образование, и компетенция Российской Федерации в этой области также определены Законом Российской Федерации “Об образовании”.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке считает, что Федеральный закон “О дополнительном образовании” имеет тот же предмет регулирования, что и Закон Российской Федерации “Об образовании” и может быть изложен в виде внесения изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”, и Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. В настоящее время в комитете ведется работа над этими поправками, и, я надеюсь, мы их в ближайшее время внесем на рассмотрение Думы.
Исходя из изложенного, комитет предлагает Государственной Думе согласиться с мотивами решения Президента Российской Федерации о нецелесообразности дальнейшего рассмотрения Федерального закона “О дополнительном образовании” и снять его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Спасибо за внимание.
Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! От имени фракции прошу всех депутатов вне зависимости от их политических взглядов, всех депутатов просоциальной направленности не поддерживать решение комитета по данному вопросу по следующим соображениям.
Во-первых, мы все прекрасно знаем один из ключевых лозунгов ЮНЕСКО, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры: образование в течение всей жизни. Как говорят, период полураспада информации в современном обществе по разным наукам — пять-шесть лет, где-то — три года, и, если мы не будем поддерживать дополнительное образование, мы не сможем обеспечивать достаточный уровень образования для нашей страны.
Во-вторых, хотел бы напомнить, что практически во всех странах мира, по крайней мере, в цивилизованных странах, в абсолютном большинстве стран с переходной экономикой такие законодательные акты уже приняты, а Россия осталась чуть ли не единственной страной, где такой законодательный акт до сих пор не принят.
В-третьих, хотел бы обратить ваше внимание, что этот закон не только про вузы, он определяет проблемы дополнительного образования детей. Мы боремся с детской преступностью, вместо того чтобы ее предупреждать, а, между прочим, по данным Министерства образования, затраты на одного ребенка в кружке в сотни раз ниже, чем затраты на него же в колонии для малолетних преступников.
И, в-четвертых, уважаемые коллеги, я хочу обратить внимание представителя президента: грех, честное слово, подкладывать президенту такое письмо, которым отклонен этот закон. Ведь если бы оно попало в “Крокодил”, наверное, юмористы по этому поводу высказались бы довольно активно. Там, например, написано, что нельзя законом вводить систему дополнительного образования. Как нельзя законом вводить, если система дополнительного образования существует в реальности, в жизни?! Письмо крайне неубедительно написано.
Правильным решением было бы преодоление вето президента. Думаю, что для нынешнего парламента эта задача неподъемная, но прошу всех депутатов просоциальной направленности для истории образовательной политики не поддерживать решение об отклонении этого закона. Спасибо.
Председательствующий [Грызлов Б.В.]. Спасибо. Ставится на голосование Федеральный закон “О дополнительном образовании”: снять с дальнейшего рассмотрения.
Результаты голосования (10 час. 22 мин. 09 сек.)
Проголосовало за: | 298 чел. | 66,2% |
Проголосовало против: | 123 чел. | 27,3% |
Воздержалось: | 0 чел. | 0% |
Голосовало: | 421 чел. | |
Не голосовало: | 29 чел. | 6,4% |
Результат: принято.