Выступление на пленарном заседании Госдумы по вопросу о ФЗ «О порядке определения размеров средней ставки и должностного оклада работников образовательных учреждений» (в связи с отклонением закона Советом Федерации)

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается Федеральный закон “О порядке определения размеров средней ставки и должностного оклада работников образовательных учреждений”. Хочу сказать сразу, что Комитет Государственной Думы по образованию и науке предлагает этот закон отклонить, поскольку у нас сейчас уже нет другого юридико-технического решения. Но для того, чтобы вы поняли, в чем суть проблемы, я вам коротко расскажу, о чем этот законопроект.

Напомню, уважаемые коллеги, что проблема заработной платы для педагогических работников — это проблема давняя. Она существует и на Западе, существовала у нас и в советский период, и в постсоветский период. Если говорить о советском периоде, мы тогда жаловались, что слишком мало получают работники системы образования. Была даже такая шутка в Советском Союзе, чтобы мало получать, надо долго учиться.

На самом деле ситуация выглядела следующим образом: в 1940 году зарплата в системе образования составляла 97 процентов от зарплаты работников промышленности; в начале 70-х годов — примерно 75 процентов; в начале 90-х годов — 60 процентов с небольшим. Между прочим, именно тогда с учетом опыта развитых стран в указе президента Ельцина № 1 было заложено положение о том, что средние ставки в системе образования должны быть выше средней заработной платы работников промышленности, как это имеет место во многих развитых странах. Затем такая же норма вошла в Закон Российской Федерации “Об образовании” от 1992 года. Потом нам объяснили, что указ президента — документ не экономический, а политический, дали понять, что он исполняться не будет.

Тогда для того, чтобы помочь правительству, администрации президента исполнить закон, группа членов Совета Федерации первого созыва (это было в 1995 году) внесла законопроект о порядке определения размеров средней ставки и должностного оклада в системе образования. Причем мы предполагали реализовать это положение поэтапно: год за годом приближать заработную плату в системе образования к заработной плате работников промышленности. С тех пор Государственная Дума трижды принимала этот закон, его дважды отклонял Совет Федерации, один раз — Президент Российской Федерации.

С тех пор средняя заработная плата работников системы образования снижалась временами до 50 и даже ниже 50 процентов от заработной платы работников промышленности. Причем, если посмотреть на статистические данные средней зарплаты по профессиональным группам, обычно ситуация выглядит так: пятое место снизу — медики, четвертое место снизу — работники науки, третье место снизу — работники образования, второе место снизу — работники культуры и первое место снизу — работники сельского хозяйства, за исключением летних месяцев, когда их зарплата поднимается выше уровня зарплаты работников культуры и они занимают второе место, а работники культуры — первое место снизу. То есть проблема, которая поставлена этим законом, существовала и существует, вне всякого сомнения.

Уважаемые коллеги, сейчас заработная плата в системе образования составляет примерно 60 процентов от уровня зарплаты в промышленности, а напомню, что, по данным Сибирского отделения Российской академии наук, средняя зарплата в России с 1985 по 1995 годы упала более чем в три раза. И вчера Президент Российской Федерации нам сказал, что мы еще самих себя не догнали уровня 1989 года. По меньшей мере в 3,5 раза заработная плата в системе образования сейчас ниже, чем заработная плата пятнадцать лет назад!

Поэтому, уважаемые коллеги, я думаю, что комитет Государственной Думы или инициативные депутаты выйдут к вам с аналогичным законопроектом о повышении заработной платы в системе образования. К сожалению, сейчас у нас нет другого юридико-технического решения, кроме как снять этот закон с дальнейшего рассмотрения. Дело в том, что после принятия этого закона он был отклонен Советом Федерации и наши попытки согласовать с Советом Федерации текст этого закона не удались. А последний срок, в который должен был быть исполнен закон, — 2003 год. Поэтому сейчас преодолевать вето Совета Федерации мы не можем с юридико-технической точки зрения, нам остается только снять этот закон и внести новый для дальнейшей над ним работы.

Комитет рекомендует вам снять закон с дальнейшего рассмотрения. Политические решения каждая фракция, я думаю, примет сама. Спасибо.

Результаты голосования

Проголосовало за: 302 чел. 67,1%
Проголосовало против: 47 чел. 10,4%
Воздержалось: 6 чел. 1,3%
Голосовало: 355 чел.  
Не голосовало: 95 чел. 21,1%

Результат: принято.