О проекте ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ (в части обеспечения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для граждан, проходивших в течение не менее трёх лет военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ)». Первое чтение

Председательствующий [Слиска Л.К.]. Коллеги, переходим к рассмотрению пункта 17. Проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения доступности высшего профессионального образования для граждан, проходивших в течение не менее трёх лет военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, а также в части обеспечения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трёх лет)». Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря — заместителя министра образования и науки Российской Федерации Ливанова Дмитрия Викторовича.

Пожалуйста.

Ливанов Д.В.,  официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь — заместитель министра образования и науки Российской Федерации.

Уважаемая госпожа председатель, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения доступности высшего профессионального образования для граждан, проходивших в течение не менее трёх лет военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации…)».

Действие законопроекта распространяется на граждан, отслуживших установленный срок по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России.

Законопроект предусматривает для указанных категорий лиц, отслуживших в Вооружённых Силах по контракту не менее трёх лет, предоставление права внеконкурсного поступления в вузы при условии успешной сдачи вступительных испытаний, создание бюджетных подготовительных отделений, установление повышенной стипендии на весь срок обучения в размере, установленном для студентов вузов очной формы обучения, увеличенном на 50 процентов, предоставление права получения высшего профессионального и среднего профессионального образования по очно-заочной, вечерней или заочной форме обучения военнослужащим-контрактникам, продолжающим военную службу.

Принятие законопроекта позволит повысить привлекательность для молодёжи военной службы по контракту на должностях рядового и сержантского состава, будет способствовать обеспечению социальной защиты в сфере образования граждан, которые добросовестно выполнили обязанности воинской службы, ускорению формирования Вооружённых Сил Российской Федерации на контрактной основе.

Обучение указанных категорий граждан на подготовительных отделениях вузов позволит подготовить их к обучению, что на деле будет способствовать реализации права на получение высшего профессионального образования, поскольку на практике значительная часть лиц, пользующихся правом внеконкурсного поступления в вузы, очень часто оказывается не в состоянии освоить образовательные программы и, следовательно, подлежит отчислению.

По оценкам Министерства обороны России, правами, которые предусмотрены законопроектом, будут пользоваться от трёх до пяти тысяч граждан ежегодно.

Реализация законопроекта потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета на организацию подготовительных отделений, включая выплату стипендий, и на стипендию студентам в 2007-м и последующих годах.

Законопроект был рассмотрен и одобрен Российским союзом ректоров, Профсоюзом работников народного образования и науки, комиссией Общественной палаты Российской Федерации.

Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо.

Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Один вопрос у Смолина Олега Николаевича. Пожалуйста, Олег Николаевич.

Смолин О.Н. Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна. У меня вопрос к представителю правительства.

Уважаемый Дмитрий Викторович, для истории образовательной политики раскройте инсайдерскую информацию: кто всё-таки предложил этот законопроект — Минобрнауки, Генштаб, администрация президента? Чья на самом деле эта инициатива? Очень интересно.

Ливанов Д.В. Разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации.

Председательствующий. Спасибо. Больше вопросов нет. Присаживайтесь, пожалуйста.

Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Три руки вижу. Валентина Николаевна, вы хотите вопрос задать? Тогда двое выступающих у нас. Первый — Олег Николаевич Смолин. Я тоже прошу вас ограничиться тремя минутами, Олег Николаевич.

Пожалуйста, включите микрофон.

Смолин О.Н. Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна. По этому вопросу даже сэкономлю время, а вот по следующему попрошу полный регламент.

Фракция, безусловно, поддержит этот законопроект. Законопроект полностью соответствует великому принципу ЮНЕСКО — образование для всех. Он должен решить две основные задачи.

Задача первая — создать реальные, не палочные, а настоящие стимулы для контрактной службы в армии. За образование можно и послужить. Мы это, безусловно, поддерживаем.

И второй очень важный момент заключается в том, что мы прекрасно понимаем, что сейчас всё-таки в основном Российская армия вновь стала, как в старые времена говорили, рабоче-крестьянской. Интеллигенция, не говоря уже о людях с высокими доходами, своих детей в армию не отправляет. Это значит, что реально этот законопроект несколько повысит шансы сыновей из семей с низкими доходами, из так называемых простых семей, получить высшее образование, что мы приветствуем.

Конечно, законопроект обладает некоторыми несовершенствами. Из серьёзных вещей. Что касается стипендии, я думаю, на 2 тысячи рублей прожить будет достаточно сложно взрослым парням, мы предложим повысить эти стипендии. Вторая позиция — чисто юридико-технические вопросы. Любовь Константиновна, вам с трудом удалось выговорить название этого законопроекта. Я думаю, его без напряжения можно было бы значительно сократить, как и некоторые другие юридико-технические обороты в этом законопроекте, но сути дела это не меняет. Я вам говорю совершенно точно, что, если бы Правительство Российской Федерации вносило только такие законы в Государственную Думу, фракция Компартии превратилась бы в проправительственную фракцию. К сожалению, других законов бывает намного больше, чем таких. Мы поддерживаем этот законопроект и будем работать с ним ко второму чтению.

Спасибо.

Результаты голосования

Проголосовало за:
420
93,3%
Проголосовало против:
0
0,0%
Воздержалось:
0
0,0%
Не голосовало:
30
6,7%

Результат: принято.