(После доклада представителя Комитета по труду и социальной политике А.С. Иванова)
Смолин О.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, у меня два вопроса. Уважаемый Андрей Константинович, есть ли какой-то прогноз, будет ли ещё в этом году повышаться заработная плата в бюджетной сфере? Это один вопрос.
И второй вопрос к представителю комитета: можно ли понять, почему мы предлагаем принять закон сразу во втором и третьем чтениях, поскольку нет никакой спешки, и даже бюджет мы приняли сегодня только в первом чтении? Спасибо.
Исаев А.К., председатель Комитета по труду и социальной политике. Спасибо, Олег Николаевич, но я хотел бы напомнить о том, что заработная плата в бюджетной сфере определяется не только из федерального центра, но и в большей степени решением законодательных органов субъектов Федерации. 80 процентов бюджетников сегодня получают заработную плату из бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления. Повышение минимального размера оплаты труда тот законопроект, который мы обсуждаем сейчас, разумеется, будет стимулировать к тому, чтобы эта заработная плата росла.
На сегодняшний день людей, получающих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в Российской Федерации 19 миллионов человек, их непосредственно касается этот закон.
Председательствующий. Пожалуйста, на второй вопрос, Анатолий Семёнович.
Иванов А.С. Уважаемый Олег Николаевич, действительно необходимость принятия в первом и в целом сейчас есть, в связи с тем, что наступает у нас отпускной период, и время сейчас задерживается. И необходимо будет и всем уровням власти, и субъектам федерации, и на муниципальном уровне вот за этот период, готовясь к 1 января 2009 года, сверстать свои бюджеты.
Председательствующий. Спасибо. Вопросов больше нет. Есть ли желающие выступить? Записи не было на вопросы. Пожалуйста, на выступления запишитесь. Включите режим записи на выступления.
Покажите, пожалуйста, запись. Депутат Смолин Олег Николаевич. Включите микрофон.
Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, безусловно, фракция Коммунистической партии Российской Федерации поддержит этот законопроект, как любой законопроект, направленный на усиление социальных гарантий для наших граждан. Но хотел бы внести два существенных уточнения.
Во-первых, это не совсем то, что обещала уважаемая партия власти в 2004 году. И, во-вторых, это не совсем то, что требуют российские профсоюзы. Дело даже не в том, что мы принимаем это решение с 2009, а не с 2008 года, как было обещано, год — срок в таких вещах очень небольшой, дело в том, что разница между прожиточным минимумом в конце 2007 года и в начале 2009 года будет очень и очень значительной.
Я напомню вам, что, к сожалению, все прогнозы нашего правительства относительно инфляции провалились, и официальный прогноз инфляции постоянно повышается — то 10,5 процента, то, как вот говорит Международный валютный фонд, будет 14 процентов. Но самая большая проблема в другом — разница в темпах роста средних цен и цен на товары первой необходимости нарастает с началом этого года. И если средняя инфляция увеличилась на 7,5 процента по официальным данным, то продуктовый набор вырос на 20 процентов за первые пять месяцев этого года. Если его просто-напросто экстраполировать на дальнейшее, то легко подсчитать, что 20 процентов за пять месяцев — это 4 процента в месяц, на 12 месяцев, получаем почти 50 процентов. Понятно, что нужно индексировать величину минимальной заработной платы, если мы хотим приравнять её к прожиточному минимуму по прогнозу роста прожиточного минимума и корректировать при опережающем росте.
Мы раздали здесь поправку, которая предполагает увеличение минимальной заработной платы до 5630 рублей. Мы взяли 30 процентов, это, наверняка, рост цены продуктового набора. И мы просим не рассматривать законопроект сразу в целом. Нет никакой необходимости это делать, поскольку даже бюджет мы приняли в первом чтении. И вместе с бюджетом во втором и в третьем чтении можем скорректировать ещё и повышение в рамках этого закона.
Я уже не говорю, уважаемые коллеги, о том, что прожиточный минимум в Российской Федерации является явно заниженным. И председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков однозначно говорил о том, что профсоюзы теперь будут ориентироваться не на заниженный прожиточный минимум, а на минимальный потребительский бюджет, который примерно в 2,5 раза прожиточного минимума.
Хотел бы, кстати, заметить, что в Соединённых Штатах Америки продуктовые наборы гражданам выдаются при доходе примерно тысяча долларов в месяц на человека. И даже если считать, что паритетная способность рубля значительно выше, то всё равно это, конечно, совершенно не тот уровень бедности, который нужно устанавливать.
Вторая позиция. Поднимая минимальную заработную плату в 2007 году, делая два шага вперёд, мы, к сожалению, сделали ровно столько же шагов назад. Во-первых, мы ввели все надбавки компенсирующего и стимулирующего характера внутрь минимальной заработной платы. Представители многих северных регионов жестко критиковали это наше решение и утверждали, что, по их оценкам, это даже может привести к понижению величины минимальной заработной платы в этих регионах.
Во-вторых, мы оторвали минимальную заработную плату от Единой тарифной сетки. К нам многократно обращались профсоюзы и бюджетной сферы, и председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков с требованием этого не делать. Поэтому повышение минимальной заработной платы, к сожалению, очень мало скажется на работниках бюджетной сферы, заработная плата которых, к сожалению, опять же не соответствует реальному уровню и растёт вовсе не так, как нам рассказывает Минфин, уважаемые коллеги.
Я вам напомню, например, что в 2006 году заработная плата в бюджетной сфере по федеральным учреждениям была повышена в общей сложности на 26 процентов, а рост цен на товары первой необходимости, по данным Института экономики Российской академии наук, составил 25 процентов. В 2007 году ситуация хуже. Минимальная заработная плата — на 15 процентов, а рост цен на товары первой необходимости — примерно на 25 процентов.
Поэтому мы хотели бы, чтобы минимальная заработная плата была более внятно связана с заработной платой в бюджетной сфере в целом.
И последнее, третье. Уважаемые коллеги, принимая закон о повышении минимальной зарплаты в 2007 году, мы сначала сделали очень важный шаг вперед, а именно мы обязали правительство устанавливать базовые ставки и оклады по всей стране — от Москвы до самых до окраин. Однако потом это решение через некоторое время было отменено.
Между прочим, согласно оценкам и Министерства образования в своё время, и профсоюза работников образования и науки, отраслевые системы, которые мы собираемся вводить, имеют смысл только в том случае, если заработная плата в бюджетной сфере будет повышена. Профсоюзы говорили — примерно в 2 раза, а специалисты министерства — примерно на 70 процентов.
Если вы откроете Программу развития России до 2020 года, вы прочитаете там, что до 2012 года нам обещают только стимулирующие надбавки, а все ключевые обязательства государство готово на себя взять только между 2018 и 2020 годами.
Поэтому ещё раз повторю, мы поддержим, безусловно, этот закон, как любой закон социального характера. Но хотел бы, чтобы мы понимали: мы делаем только один шаг там, где нужно делать пять.
Спасибо.
Исаев А.К. Уважаемые коллеги, я благодарю за конструктивное обсуждение и уверен, что все фракции поддержат принятие данного законопроекта.
Хотел бы коротко ответить на прозвучавшие вопросы со стороны Олега Николаевича Смолина. Во-первых, о включении в состав МРОТа региональных коэффициентов и надбавок, которые существуют. Действительно, такое решение было принято, потому что мы понимали, что если мы не придадим МРОТу характер минимальной заработной платы, именно такой характер изначально был заложен в Конституции, нам будет трудно повышать минимальный размер оплаты труда столь быстрыми темпами и в таких пропорциях.
Но напоминаю вам, что законом сегодня субъектам Федерации предоставлено право устанавливать собственную минимальную заработную плату, в которой они вправе учесть все региональные компенсационные выплаты и надбавки, выделяя их за пределы ставки. Это право субъектов Федерации и поэтому северные регионы, которые часто говорят о необходимости пересмотра данного вопроса здесь, могли бы поработать над тем, чтобы соответствующие законы были приняты в их регионах, соответствующие решения, точнее говоря, трёхсторонних комиссий.
Что касается того, что мы оторвали МРОТ от первого разряда единой тарифной сетки. Я уже приводил определённые аргументы, но я скажу больше. Олег Николаевич, мы не просто против того, чтобы МРОТ был равен первому разряду единой тарифной сетки, мы против единой тарифной сетки как таковой, поскольку считаем ее тормозом на пути роста заработной платы в бюджетной сфере, и выступаем за принятие отраслевых сеток, отраслевых систем оплаты труда, в отношении которых будут действовать совершенно иные принципы расчётов.
Предложенная вами цифра, конечно, выглядит привлекательнее. Я уверен, что если бы мы написали там не 4330, а 5600, как предложили вы, вы выступили бы с инициативой 7800, 11200 и так далее, и тому подобное. Понятно, что коллегам слева не хочется терять инициативу. Но я предложил бы в данном случае все-таки сделать консолидированный шаг вперёд. Есть расчеты под данный проект закона, он позволяет существенно, серьезно увеличить минимальный размер оплаты труда. Нам действительно, нужно дать время, и субъектам Федерации, и муниципалитетам, и работодателям, подготовиться к этому радикальному шагу.
Поэтому чем быстрее будет принят закон, а не заволокичен в поправках, тем лучше будет для всех.
Что касается вопроса о средствах, хочу обратить ваше внимание, что в уточненном заключении правительства, подписанном заместителем председателя Сергеем Семёновичем Собяниным, говорится о том, что расходы федерального бюджета составят по уточненным данным 3 миллиарда 100 миллионов рублей, а консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 36,8 миллиарда рублей.
Разумеется, давая положительное заключение, правительство подготовилось к тому, чтобы этот закон был выполнен.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Константинович.
Ставлю законопроект «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» для принятия в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результат.
Законопроект принят.