О проекте ФЗ «О внесении изменения в статью 17 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (в части увеличения размера финансового обеспечения деятельности туроператоров). Второе чтение

(Принят в 1-м чтении 05.12.08 с названием «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

Головнёв В.А., первый заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги, данный законопроект настолько важен, актуален по срокам и многие наши коллеги действительно заинтересованы, просто сегодня с утра принимали участие в торжественных мероприятиях.

Уважаемые депутаты, вашему вниманию для рассмотрения во втором чтении предлагается проект федерального закона «О внесении изменений в статью 17 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Я хочу вам напомнить, что в первом чтении мы с вами приняли его 5 декабря 2008 года. При подготовке законопроекта в комитет поступило 18 поправок. Из них три поправки комитет рекомендует к принятию, 15 – к отклонению.

В результате текст претерпел следующие изменения. Уточнено положение законопроекта, касающееся предоставления бухгалтерской отчётности на конец отчётного года юридическими лицами, для которых законодательством не предусмотрена публикация такой отчётности.

Установлен размер финансового обеспечения для юридических лиц, ранее не осуществлявших деятельность в сфере выездного туризма. Добавлено положение, позволяющее определить размер финансового обеспечения для туроператоров, одновременно осуществляющих несколько видов туристической деятельности.

Кроме того, в законопроекте предусмотрены переходные положения, в том числе установлена обязанность туроператора не позднее 90 дней со дня вступления закона в силу привести финансовое обеспечение в соответствие с размером, установленным в законопроекте, а также предусмотрена ответственность туроператоров за невыполнение такой обязанности.

Наверное, как сухой остаток. Сегодня мы вводим четыре основных понятия:

  • внутренний туризм, где 500 тысяч рублей являются либо страховой ответственностью, либо банковской гарантией;
  • 10 миллионов рублей для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма;
  • 30 миллионов рублей для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристического продукта, составляют не более 100 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчётности на конец отчётного года;
  • 100 миллионов рублей для туроператоров, осуществляющих данную деятельность, где их общий объём прихода за предыдущий год составляет более 100 миллионов рублей.

Предлагаю перейти к обсуждению таблиц поправок.

Председательствующий. Уважаемые коллеги, таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию, состоит из трёх поправок. Есть ли к ней вопросы? Нет. Кто за то, чтобы принять данную таблицу, прошу проголосовать.

Покажите результаты голосования.

Решение принято.

Есть ли вопросы к таблице поправок номер 2, которые рекомендованы комитетом к отклонению, из 15 поправок?

Драпеко Е.Г. Я прошу вынести на отдельное голосование первую поправку мою.

Смолин О.Н. Уважаемая Любовь Константиновна! Во-первых, я сожалею, но вы мне не дали слово по ведению, хотя кнопка горела, наверное, в течение получаса.

Что касается таблицы поправок, то просил бы вынести на отдельное голосование поправки номер 3, 6 и 12. Спасибо.

Председательствующий. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять таблицу поправок, рекомендованных к принятию, за исключением 1, 3, 6 и 12-й, прошу проголосовать.

Покажите результаты голосования.

Решение принято.

Драпеко Е.Г. Уважаемые коллеги, моя поправка касалась того, чтобы не повышать до такой степени на въездной туризм, потому что туроператоры въездного туризма не должны страховать ответственность по договору о реализации туристского продукта, потому что это фиктивное страхование. По сложившейся мировой практике, принимающая сторона прямого договора о реализации продукции с иностранным туристом не заключает вообще, его заключает отправляющий туристов в поездку иностранный туроператор, который и обеспечивает гарантию потребительских прав клиента, в соответствии с национальным законодательством. С момента введения требования финансового обеспечения в 2007 году не зафиксировано ни одного случая возмещения страховыми компаниями ущерба иностранным туристам, возникшего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора.

Более того, отечественная судебная практика не имеет прецедентов рассмотрения исков принимающим российским туроператором со стороны иностранных туристов. Если же речь идёт о необходимости гарантировать возмещение ущерба зарубежному партнёру в случае неисполнения своих обязательств принимающей стороной, то меняется вся схема обеспечения такого рода обязательств, в том числе и в правовом отношении.

Поэтому я прошу мою поправку принять полностью, она у нас частично принятой считается.

Головнёв В.А. Уважаемая Елена Григорьевна, двояко отвечу.

Первое: у каждого из депутатов в базе сегодня есть отдельный законопроект, который внесла присутствующая здесь депутат Яровая Ирина Анатольевна, где на сегодняшний день рассматриваются именно подходы к въездному туризму. И поэтому есть великолепная возможность вам поучаствовать в работе, и те вот мысли, которые вы сейчас озвучили, неким образом воплотить.

Момент второй. Я бы хотел ещё раз пояснить, что такое страховое возмещение. Сегодня, примерно, стоимость для туроператора страховки составляет по разным данным от одного до трёх процентов. Поэтому на сегодняшний день, когда мы говорим про сумму 10 миллионов, это не подразумевается, что компании необходимо 10 миллионов положить на депозит или ещё куда-то. Фактически, ну, даже возьмем три процента от 10 миллионов, это составляет всего-навсего 150 тысяч. Это не та сумма, поверьте.

И третий, наверное, аспект о том, что есть случаи, я здесь с вами не согласен, когда туроператоры зарубежные для того, чтобы приехали, допустим, европейцы на Дальней Восток, заключают с российскими компаниями, и именно российские компании гарантируют перелеты и обслуживание, допустим, от Москвы до Владивостока, Хабаровска или Иркутска. И это тоже очень важная и существенная вещь. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. Коллеги, у нас от правительства присутствует статс-секретарь, заместитель министра спорта, туризма, молодежной политики Российской Федерации Наталья Владимировна Паршикова. И мы можем задать также ей вопросы какие-то. И, может быть, комментарий к какой-то поправке.

Спасибо, коллеги. Кто за то, чтобы принять из таблицы отклонённых поправок поправку номер один, прошу проголосовать. Мнение комитета – отклонить. Не принимается поправка.

Пожалуйста, Олег Николаевич.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна, мне представляется, что второй раз мы вносим поправки в этот закон, второй раз из лучших побуждений, и второй раз они приведут скорее к отрицательному результату.

Вот я берусь утверждать, что те объёмы, которые сейчас установлены для очень крупных компаний, это мелочь. А вот небольшие компании и малый бизнес, они явно принесут этому бизнесу вред. Я полагаю, что этот закон будет не антикризисный, а, скорее, углубляющий кризис.

Мы просим поддержать поправку номер три, которая ставит размер гарантий в зависимость от оборота, причём в отличие оттого, что предлагает комитет, мы предлагаем более дифференцированную шкалу. Логика очень простая: чем больше у тебя туристов, тем больше ты должен сделать финансовую гарантию, чем меньше у тебя туристов, тем меньше финансовая гарантия. Это позволит сохранить многих туроператоров из сферы мелкого и среднего бизнеса.

Прошу поддержать. Спасибо.

Головнёв В.А. Уважаемый Олег Николаевич, если посмотреть название нашего комитета, он называется по экономической политике и предпринимательству. Поверьте, ваша логика нам абсолютно близка, но если посмотреть, что ежегодно за пределы России выезжает порядка 10 миллионов человек – это раз.

Во-вторых, вот эти все вечные скандалы с туроператорами, которые, и мы на перекличке с вами слышим, и отдельные заявления депутатов, и в целом в Думе звучат. Наверное, мы должны всё-таки на первое место ставить простых граждан, которых, повторю, порядка 10 миллионов человек, выезжают ежегодно заграницу.

Что же касается внутреннего туризма, мы, наоборот, стараемся, чтобы, мы же оставили 500 тысяч, пожалуйста, для того, чтобы люди ездили внутри страны. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять поправку номер три из таблицы отклонённых, комитет против. Прошу определиться голосованием.

Результаты голосования

За – 94 чел. (20,9%);

Против – 1 (0,2%);

Голосовало – 95 чел. (78,9);

Не голосовало – 355.

Решение не принято.

Поправка номер 6. Олег Николаевич Смолин.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Поправка номер шесть, она на ту же тему, но ещё проще, мы предлагаем вполне конкретно увязать размер финансовых гарантий с количеством туристов: за каждого туриста дополнительные финансовые гарантии. Фактически мы предлагаем ввести страховой принцип, повторю ещё раз.

Нам представляется, что эта шкала должна была бы всех устроить: все компании, и маленькие, и большие. Прошу поддержать. Спасибо.

Головнёв В.А. Уважаемый Олег Николаевич, комитет считает, что та градация, которая существует, состоящая из четырёх ступенек, она ещё более прозрачная по причине того, что, как мне кажется, то, что предлагаете вы – это очень сложная для учёта система, которая уж точно не позволит нам сделать так, чтобы бизнесу было легче. Большое спасибо.

Председательствующий. Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку номер 6 из таблицы отклонённых? Мнение комитета – против. Прошу определиться голосованием.

Результаты голосования

За – 90 чел. (20,0%);

Против – 1 (0,2%);

Голосовало – 91 чел. (79,8);

Не голосовало – 359.

Решение не принято.

Поправка 12. Олег Николаевич Смолин.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги! Уважаемая Любовь Константиновна! Уважаемый Владимир Александрович! Как вы, наверное, понимаете, сам я расчётов в данном случае не производил. Это предложения, разработанные Российской ассоциацией туриндустрии, и предложения, которые в наибольшей степени должны были учесть позиции и крупных, и небольших компаний. Поэтому говорить, что мы затрудняем работу бизнесу – вряд ли возможно.

А что касается 12-й поправки, то она предусматривает вступление закона в силу не немедленно, а через 6 месяцев после его официального опубликования. Логика очень простая. Фактически реестр формируется к весне, к марту очередного года. И если мне правильно сообщили, то уже до 600 компаний в этом году мы потеряли в этом самом реестре. Будем, видимо, терять и дальше. Поэтому мы просто элементарно не хотим, чтобы закон вступал в силу задним числом, приобретал обратную силу, и просим дать время, для того чтобы те, кто способен приспособиться к новому закону, могли себе это позволить. Спасибо.

Головнёв В.А. Уважаемый Олег Николаевич, ну, мы также проанализировали цифры. На сегодняшний день в реестре порядка нескольких тысяч компаний, и такого какого-то тотального падения их количества мы не увидели.

Наша логика немножко иная. Мы бы хотели, чтобы туроператоры, уже начиная с этого сезона, задумались о тех наших гражданах, которые выезжают. Наша логика очень простая: туроператоры не будут тянуть все три месяца, которые сегодня даются законом. Вероятнее всего, после подписания президентом, а я надеюсь, нас Совет Федерации поддержит, туроператоры сразу начнут заключать либо страховые договора, либо работать с банками. И поэтому и уже в этом году мы успеем в летний сезон защитить наших граждан больше, чем это было в прошлом году. Спасибо.

Председательствующий. Коллеги, кто за принятие поправки номер 12 из таблицы отклонённых, прошу определиться голосованием. Комитет – против. Включите режим голосования.

Результаты голосования

За – 96 чел. (21,3%);

Против – 1 (0,2%);

Голосовало – 97 чел. (78,4);

Не голосовало – 353.

Решение не принято.

Логинов А.В., полномочный представитель правительства в Госдуме. Уважаемые коллеги! Мы сейчас рассмотрели законопроект в редакции, одобренной комитетом по экономической политике Государственной Думы. И в рамках этого комитета там приняли поправку коллеги Головнёва об установлении в частности для туристических компаний финансового обеспечения в 20 миллионов.

Правительство поддерживает именно этот вариант, он согласован Министерством экономического развития, Министерством спорта и туризма, Федеральной антимонопольной службой. Он также получил поддержку на правительственной комиссии по содействию малому предпринимательству.

Поэтому мы просим остановиться, принять данный законопроект во втором чтении, а поправку, розданную в зале, где стоит цифра 30 миллионов, не рассматривать. Если возникнет содержательное обсуждение, мы готовы аргументированно обосновать свою позицию, причём мы настаиваем именно на 20 миллионах. Но думаю, мы сегодня приведём это к большой дискуссии, совершенно ненужной.

Поэтому давайте примем пока во втором чтении, а до третьего чтения у нас будет возможность согласовать позиции и решить: оставить 20, принимать 30. Но принимать это решение без согласования с правительством, без учёта всех факторов категорически неправильно.

Председательствующий. Давайте всё-таки прислушаемся к тому, что сказал Логинов Андрей Викторович, и примем сегодня во втором чтении законопроект, а потом с участием, да, заседания комитета, мы вернёмся к этому законопроекту снова.

Решение принимается.