Председательствующий. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.
Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Я прошу вмешательства Комитета по безопасности и, возможно, вашего личного вмешательства, Борис Вячеславович, в чрезвычайную ситуацию, которая возникла в городе Новокузнецке 4 сентября. Как вы, наверное, помните, там произошло нападение на нашего депутата Нину Александровну Останину. Нападавшие известны. Слава богу, Нина Александровна не пострадала, её защитили её помощники. Но помощник и он же – кандидат в мэры города Виктор Смирнов получил травмы, трещину в ребре.
Знаете, по собственной прошлогодней истории, когда совершилось нападение на машину, в которой я находился, я много раз слышал от граждан рядовых: вообще на что способен парламент, если даже расследования в отношении депутатов практически никак не движутся? Я прошу вмешательства в отношении Нины Александровны Останиной. Спасибо.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, по процедуре, если есть необходимость, можно прокомментировать в своих выступлениях порядок работы. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.
Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович, я вношу предложение перенести с декабря на сентябрь, на любой день, на «правительственный час» выступление министра обороны Анатолия Сердюкова, продолжая тему, которую здесь поднял Виктор Иванович Илюхин, в частности, для обсуждения так называемой реформы военного образования.
Дело в том, коллеги, что впервые с XVIII века в России на два года приостановлен набор в военные учебные заведения. До сих пор этот набор выполнялся независимо от того, росла российская армия или сокращалась. Сейчас это обуславливается сокращением российской армии. Кроме того, по сообщениям печати более 60 российских военных вузов находятся в состоянии реорганизации и должны превратиться в 1.0 региональных центров, по одному на каждый род войск, скажем, по ВМС – в Воронеже, по военно-морским силам – в Кронштадте. И трудно понять, как всё это будет управляться. Даже те эксперты, которые положительно относятся к министру обороны, отмечают, что эти действия крайне рискованные, и, в частности, прогнозируют следующие последствия, а именно, через три-четыре года нарушение преемственности в работе офицерских кадров, попросту говоря, некем будет замещать тех, кто переместится наверх, с уровня взвод, рота.
Далее. Потеря массы квалифицированных преподавателей, которые не захотят ехать в другие города, это утрата уникального преподавательского опыта и научных школ, и это значительный рост безработицы, социального напряжения и, в общем, подрыв обороноспособности страны. Практически у всех экспертов сложилось впечатление, что никакой внятной стратегии реформы военного образования в министерстве не существует. Между прочим, согласно указу президента, армия должна сократиться до 1 миллиона человек, а МВД уже сейчас насчитывает почти в полтора раза больше – 1 миллион 400 тысяч.
Я предлагаю не откладывать до декабря, обсудить эти вопросы в сентябре на любом удобном пленарном заседании Государственной Думы.
Спасибо.
Смолин О.Н. Мой вопрос касается Москвы и Подмосковья. Из проекта постановления наших уважаемых коллег из правящей партии мы узнали, что во всём виноваты господь бог и советская власть, которая осушала болота. Остаётся только добавить из Высоцкого – «Это всё придумал Черчилль в 18-м году».
В выступлениях наших коллег из министерств было много полезной информации, но вспоминаю известную шутку Райкина: это была информация про пуговицы, про рукава, про манжеты, но не было информации про костюм в целом.
Между тем, во время пожаров многие предлагали снова заливать осушенные болота, а серьёзные эксперты предсказывали, что это приведёт к подтоплению домов целых посёлков, дорог и к экономическому ущербу, сравнимому с ущербом от пожаров.
Мой вопрос – кто сможет ответить. Предполагается ли повторное затопление этих болот? Если да, кто прогнозировал последствия? Если нет, то какие другие меры для снижения пожароопасности в Подмосковье предполагается предпринять?
Спасибо.
Председательствующий. Наверное, Семён Романович. Пожалуйста.
Леви С.Р., заместитель министра природных ресурсов. Приказом министра мы создали специальную рабочую группу по этому направлению. Мы понимаем, что это прерогатива субъекта Российской Федерации – Московской области. И когда они к нам обратились за консультацией по обводнению этих торфяников, то мы дали ответ, что после разработки проектно-сметной документации, всестороннего изучения этой проблемы всеми учёными мы обязательно дадим свою оценку, потому что нужна будет государственная экологическая экспертиза, которая сегодня будет передана из Ростехнадзора Росприроднадзору.
Вопрос очень серьёзный. Потому что существует много способов, не только обводнение. Есть предложение «ЛУКОЙЛа» по закачке глины. Есть предложение вообще не делать этого, а разрабатывать эти торфяники.
Поэтому я считаю, что наша рабочая группа подключится к этой проблеме более детально. И на то письмо от Громова, с которым он к нам сегодня обратился, мы обязательно подключимся. Но торфяники являются общераспространёнными полезными ископаемыми, которые сегодня являются именно для субъекта Российской Федерации.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, мы завершили процедуру вопросов и ответов. Сейчас переходим к выступлениям представителей фракций.
От КПРФ – Зюганов Геннадий Андреевич. Пожалуйста.
Зюганов Г.А. Уважаемые депутаты! Мы в этом году с вами достойно отметили 65-ю годовщину нашей великой Победы и в мае, и в сентябре, когда закончилась Вторая мировая война.
Много было статей и материалов относительно прогноза того, что мы оказались не готовы, многие потери. Но, если посмотреть, что наша страна тогда сумела за три месяца перебросить за Волгу полторы тысячи предприятий, переселить 10 миллионов граждан, и с колёс начала выпускать лучшую технику, провела суперклассную модернизацию, то у них нам придётся многому учиться.
Что касается нынешней трагедии и пожаров, ведь мы все с вами были предупреждены. Откройте ящики своих столов, у каждого из вас есть доклад «Пределы падения», подготовленный несколько лет назад самыми лучшими учёными и специалистами. Там были представители всех партий и движений, где они прямо сказали: страна проехала на красный свет, 21 показатель социально-экономической характеристики общества и промышленности, и если дальше дуть этим курсом, катастрофы, пожары просто неизбежны.
Более того, мы с вами очень обстоятельно исследовали трагедию на Саяно-Шушенской ГЭС, Маслюков и Рыжков, Маслюков, царство небесное, талантливый человек, подготовили 100-страничный доклад, он у вас тоже есть, я оттуда делал выжимки, и несколько часов подробно обсуждали эту тему с премьер-министром. Были приняты некоторые меры и решения, но всё, что связано с системным подходом к этой проблеме, так остаётся и сегодня. Трагедия или точнее авария почти всей энергосистемы, когда половина Ленинграда, Питера оказалась опять без света, и всё остановилось, красноречивое тому свидетельство.
Более того, перед принятием этого Лесного кодекса мы подготовили прекрасную записку. Учёные и крупные специалисты обобщили практику за 200 лет, как у нас складывалось лесное хозяйство, эксплуатация. Я специально подготовил материал по Германии, я там три года в армии служил в специальной разведке по борьбе с химическими войсками, пожарами и прочее, и, зная интерес Владимира Владимировича к этой теме, подробно показывал, как были организованы все противопожарные мероприятия. К слову сказать, тогда согласились, сказали: примем немедленно специальный документ вместе с кодексом, и мне казалось, такой документ был принят.
Вот у меня документ, подписанный премьер-министром 3 августа текущего года, он называется «Об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах». Он должен был быть принят ещё четыре года назад, эти службы отлажены, отработаны, и они должны были быть готовы к очередной стихии. Вместо этого всё, что связано с этими службами, оказалось практически за эти годы уничтожено. Работало 70 тысяч лесников, в каждом лесхозе была вышка, и как только наступала жара, человек сидел, и первый дымок, сразу бежали и тушили.
Я родился на опушке брянского и калужского леса. У нас каждый год что-то где-то возгоралось, но ни разу не было крупного пожара. В состоянии были 5-10 человек подручными средствами подавить, если это разумно организовано.
Таких лесников больше нет, а лесник – это семейная профессия и просто так притащить в лес человека и посадить, заставить заниматься, невозможно.
Более того, здесь Исаев выступал, говорил там Виноградов, Владимирская область, коммунисты не так работают. Справку даю для господина Исаева. Во Владимирской области хотя и было введено чрезвычайное положение, но там не погиб ни один человек.
Там один всего человек, который написал заявление на компенсацию, но видя, что достойное и вовремя строят жильё, отказывается от этой компенсации. Там только четыре человека потеряли документы. У всех у них сегодня паспорта оформлены и выдаются. Всё, что делается тем же Виноградовым, делается строго в соответствии с установками и регламентом министерства, не отойдя ни на одну строчку в сторону. Соответствующее письмо и записка есть у нашего председателя Грызлова. Я настаиваю, чтобы он её размножил и передал, прежде всего, начал с Исаева.
От нашего сегодняшнего решения и ближайших будет зависеть очень много. Нефти и газа уже половину стопили, хватит ещё на два десятка лет.
Что касается леса, у нас половина хвойных лесов планеты. В советское время вслед за нефтью, газом, леса давали второй доход, примерно 80 миллиардов долларов. Это возобновляемый ресурс, который может кормить многие поколения, если мы отработаем систему защиты воспроизводства, нам скажут спасибо не только наше поколение, но и вся планета.
Мы должны всё сделать, чтобы восстановить эту систему. У нас были коллективные хозяйства, их 50 тысяч в стране, у всех были пожарные команды. Все они ликвидированы и не в состоянии сегодня заниматься этим.
Земли, 41 миллион гектаров, заросли чертополохом. Там за пять лет накопилось столько сухой травы, первая искра, окурок начинает полыхать. Раньше можно было и нужно было опахивать всё, начиная от лесополос лесов и деревень. Сегодня половину тракторного парка исчезло, а вторая половина стоит на ремонте.
Сегодня во многих посёлках некому даже провести эту работу. И никакая тут вертикаль власти абсолютно не работает.
Вы говорите о торфяниках. В одном только объединении в Шатурском районе там вокруг было 70 пожарных команд. Сейчас там нет ничего. Садитесь и посмотрите: мы можем сообща это сделать, и мы это активно поддержим.
Что касается воды: чистой, пресной. На парижском рынке сегодня тонна чистой воды дороже отборного бензина, и она будет дорожать каждые два года. Это ещё одно крупное направление, которое надо поддерживать.
На всё: леса, землю, воду господин Кудрин нам выделил в бюджете текущего года, за который вы голосовали, меньше одного процента. Даже идиоты знают, что если выделяется меньше 10 процентов, такие богатства эксплуатировать невозможно. Будем принимать новый бюджет, если опять проштампуете такое же выделение, не надо никому жаловаться.
(Аплодисменты.)
Военные. Хочу опять господину Исаеву сказать. В 1972 году лично Гречко руководил. 100 тысяч военных участвовало. Каждое утро и вечер докладывали. Только в одной Московской области было проложено 1300 километров трубопроводов. 300, и так далее. В этот раз участвовало 11 тысяч. В четырёх областях они проложили в десять раз меньше. Но самое печальное, что эти супервойска, которые нас спасали в Афгане, которые помогали в Спитаке, которые обеспечивали безопасность, уникальные войска, разогнаны господином Сердюковым, и они уже единой системы не представляют. Это стратегический ресурс и Путина, и Медведева, и партии власти. Остановите вы этого дуролома!
Теперь база под Коломной. Специально разбирался. Просто стыдно и жалко было, когда военных выгнали, думаю: ну неужели там нет никого.
Что сделал в соответствии с реформой господин Сердюков? Там был целый набор офицеров. Осталось четыре человека.
Там была пожарная охрана, 3 машины, всё упразднили. Там была система ВОХР, охраны, которая могла помочь, её полностью разогнали. Эти 10-15 человек 15 дней корячились там, спасая, звонили в министерство.
Приехал замминистра, пригнали одну машину на четыре часа из Москвы… И в результате спалили стратегическую базу. Сняли тех, кого надо, наверное, было, по крайней мере, те рядовые офицеры, им медали надо было давать. Но там всё было сделано, чтобы она, эта база, сгорела.
Поэтому просьба к власти, в том числе и к партии власти, разберитесь с этим сюжетом. Жалко солдат и офицеров. Я согласен и с Шойгу, там очень много храбрых, достойных людей тушили, помогали, и прочее, но сама среда и обстановка сложилась такой, когда эти пожары становятся неизбежными. Один БАТ (большой артиллерийский тягач) в состоянии спасти любую деревню. Наши предложения у вас лежат. Прежде всего финансирование, прежде всего план национальной безопасности, новые кодексы и коллективные хозяйства. Без решения этих проблем пожары будут продолжаться в ещё большем масштабе.
За представленное «Единой Россией» заявление мы голосовать не будем, оно беззубое и бесполое! (Аплодисменты.)