О проекте ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в части создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности и добровольчества). Первое чтение

Председательствует Первый заместитель председателя Государственной Думы О.В. Морозов.

Смолин О.Н. У меня вопрос к обоим уважаемым докладчикам. Уважаемые коллеги, законопроект касается не только добровольческой деятельности, но предполагает внесение изменений в закон о тарифах страховых фондов. В этой связи я хотел бы напомнить, что 29 июня сего года на Совете по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации депутатами разных фракций, включая председателя профильного комитета, в данном случае Андрея Исаева, было внесено предложение: сохранить для общественных организаций инвалидов и предприятий, использующих их труд, тарифы отчислений во внебюджетные фонды на уровне 2010 года.

Скажите, пожалуйста, считаете ли вы возможным рассмотреть это предложение при подготовке законопроекта ко второму чтению? Спасибо.

Хамчиев Б.Б., заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций. Мы считаем возможным рассмотреть данный вопрос.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович. Фракция Компартии Российской Федерации поддержит законопроект с одним серьёзным критическим замечанием и с одним серьёзным предложением. Мы поддержим законопроект по следующим причинам.

Уважаемые коллеги, не все, наверное, это чётко осознают, но добровольческая деятельность, как бесплатный труд на пользу общества, полностью соответствует понятию коммунистического труда, которое когда-то было дано классиками социалистической мысли.

В советский период мы имели развитую систему добровольческого труда, как известно. И в это же время мы, согласно международным сравнительным исследованиям, были одними из лидеров в ориентации на так называемые постматериальные ценности. Советский человек был готов работать не только за деньги.

Кстати, не все знают, что в ту же сторону движется ситуация и в развитых странах запада. Например, мне доводилось в своё время в составе делегации комитета посещать Йельский университет, и я узнал, что до трети его учебного плана связано с добровольческой работой. Другими словами, студент Йельского университета, если он не работает где-нибудь в госпитале или в общественной организации, не сможет получить диплом своего университета.

У нас, уважаемые коллеги, ситуация, к сожалению, шла в обратном направлении. В последнее время социология показывает, что ориентации на постматериальные ценности в нашей стране вдвое ниже, чем в социальных государствах Европы. Нам, естественно, надо возвращаться на столбовую дорогу цивилизации.

Как первый вице-президент Паралимпийского комитета России я хочу напомнить, что впереди у нас Олимпиада и Паралимпиада в Сочи, а без добровольцев ни одна Олимпиада и Паралимпиада нигде обходиться не могла. Повторяю, мы готовы поддержать этот законопроект в первом чтении.

В чём заключается наше критическое замечание, уважаемые коллеги. Мы беспокоимся насчёт того, чтобы льготы, прописанные в законопроекте, не использовались в политических целях. Не секрет, иногда у нас под видом благотворительности и добровольческих команд проходит политическая агитация и даже подкуп избирателей.

Чтобы не быть голословным, вот, например, на последних выборах, в которых мне довелось принять участие по одномандатному избирательному округу, моим соперником был крупный бизнесмен, который во все школы развесил табличку о том, что его компания является шефом всех этих школ, создал соответствующие команды. Как только выборы прошли неудачно для него, через некоторое время все эти таблички и всё так называемое шефство кончилось.

Мы полагаем, что поправки, которые исключали бы возможность политического использования благотворительности вообще и добровольческой деятельности в частности, желательно было бы принять к этому законопроекту.

Теперь что касается предложения. Уважаемые коллеги, поскольку законопроект касается не только добровольческой деятельности, но и закона о тарифах, отчислений в страховые фонды, предлагаю внести в него сюжет, связанный с социальной защитой инвалидов. На эту тему предлагается мною, нами с депутатом Ломакиным соответствующая поправка.

Я хотел бы напомнить вам, уважаемые коллеги, то, о чём уже говорил депутат Ломакин-Румянцев. Количество занятых, доля занятых инвалидов в Российской Федерации за 20 лет снизилась с 22% до 8%. Между тем, в программе «Россия-2020», которую должна, естественно, поддерживать правящая партия, и мы готовы в этой части поддержать, предлагается поднять эту долю до 40%, то есть, в 5 раз, что соответствует уровню социальных государств Европы.

Понятно, что если мы будем сокращать льготы для предприятий, использующих труд инвалидов, они будут только закрываться. Мне могут сказать, что этот сюжет не имеет прямого отношения к концепции законопроекта, но я хотел бы напомнить, что у нас не раз принимались так называемые законы-паровозы, через которые проводились поправки, формально не имеющие отношения к этому сюжету. Здесь нет никаких препятствий для того, чтобы этот сюжет мы рассмотрели.

Уважаемые коллеги, я прошу вас поддержать в первом чтении законопроект и рассмотреть нашу поправку. Спасибо.

Председательствующий. Олег Николаевич, вы настаиваете, да? Ещё раз включите микрофон Смолину и будем голосовать.

Смолин О.Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я настаиваю на голосовании по этой поправке по следующим основным причинам.

Во-первых, я должен повторить, что в практике Государственной Думы были десятки случаев, когда принимались поправки к законопроектам, казалось бы, не имеющие отношения к основному сюжету. Ну, например, мы принимали закон о московском и питерском государственных университетах, в которых необязательным является ЕГЭ. Но в этот закон мы ввели поправку, которая касалась именно единого государственного экзамена.

Таких примеров можно привести массу. Концепция – это то, что мы считаем концепцией. Юридически законопроект касается 212-го закона и не будет никакого юридического нарушения, если мы данную поправку ко второму чтению рассмотрим. Это, во-первых.

Во-вторых, мы просим, чтобы профильный комитет рассмотрел наше предложение в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению. То есть мы не требуем, чтобы она была непременно принята, мы просим её рассмотреть.

В-третьих, уважаемые коллеги, действительно в настоящее время внесено, как минимум, два законопроекта, касающихся страховых взносов для инвалидов. Один законопроект внесён депутатами Ломакиным-Румянцевым и вашим покорным слугой. Другой законопроект с благословения профильного комитета внесён депутатами Тарасенко Михаилом Васильевичем, опять же Ломакиным-Румянцевым и вашим покорным слугой.

То есть, мы заручились предварительной поддержкой профильного комитета, как минимум, по второму законопроекту. Поэтому ситуация такая, что впереди у нас рассмотрение бюджета. Если законопроекты, о которых идёт речь, не будут приняты одновременно с бюджетом, нам скажут, что поезд ушёл и принимать решение невозможно.

Коллеги, я вам ещё раз напоминаю, что если поправка не будет принята, дополнительное количество предприятий, использующих труд инвалидов, будет закрыто, и никакую программу-2020 вы близко не сможете выполнить. Поэтому в интересах, в том числе и принятой правительством программы, мы просим вас поддержать эту поправку к проекту постановления. Спасибо.

Председательствующий. Уважаемые депутаты, давайте мы поступим следующим образом: я сейчас поставлю на голосование проект постановления за основу, потом поставлю на голосование данную поправку, а после этого, в зависимости от принятого решения, мы вынесем на «час голосования» тот вариант решения, который примет Государственная Дума.

Итак, я ставлю на голосование проект постановления по данному проекту закона за основу, поскольку имеется поправка к проекту постановления.

Включите режим голосования. Покажите результаты.

Результаты голосования по фракциям:

КПРФ — за 100%;

ЛДПР — за 100%;

«Справедливая Россия» — за 100%;

«Единая Россия» — за 99,7%.

Результаты итогового голосования:

За — 448 чел. 99,6%;

Против — 0;

Воздержалось — 0%;

Голосовало — 448 чел.;

Не голосовало — 2 чел. 0,4%.

Решение принято.

Результаты голосования по поправке Смолина и Ломакина-Румянцева:

За — 108 чел. 24%;

Против — 2 чел. 0,4%;

Воздержалось — 0;

Голосовало — 110 чел.;

Не голосовало — 340 чел. 75,6%.

Не принято.