О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ (в части регулирования отношений по управлению многоквартирными домами). Первое чтение

Председательствует Председатель Государственной Думы Российской Федерации Б.В. Грызлов.

Председательствующий. Депутат Хованская от фракции «Справедливая Россия». Пожалуйста.

Хованская Г.П. Уважаемые депутаты! Нам сегодня представлен документ, который имеет значение для каждого сидящего, в том числе в этом зале, а не только для ваших избирателей. Значит, ставится одна задача, но решается совершенно другая. Мало того, что раздел 9-й о саморегулировании не является предметом вообще жилищного законодательства, но это было бы ещё полбеды, можно было бы сделать отдельный документ или внести его в базовый документ о саморегулировании. Но что нам предлагается?

Я хочу напомнить, уважаемые коллеги, что управление жилищным фондом никогда не лицензировалось. Понимаете, да, о чём я говорю? Это обязательное членство в сфере строительства, в сфере проектирований, изысканий, оно возникло как раз в связи с отменой лицензирования.

На сегодняшний день есть перечень работ, опасных работ, который уже по факту применения норм о саморегулировании сокращён, потому что работы мелкие для мелкого, малого строительного бизнеса совершенно не предусматривают обязательное членство саморегулируемых организаций, потому что они производят неопасные работы.

Что же мы видим? Нам предлагается, правда, через два года, над нами занесли дубинку, но пока решили её не опускать. Вот к чему приведёт в буквальном смысле применение вот этих норм на практике? Всегда очень хорошо немножко на шаг вперёд заглядывать.

Вот у нас рынок сейчас только формируется, потому что у нас далеко даже не все ещё компании бывшие МУПы и ГУПы приватизированы. Вот до конца года должен завершиться этот процесс приватизации. Ну, действительно, раньше стояло государство или муниципальная власть, и был какой, никакой контроль за этими организациями. Но сейчас нужно, конечно, придумать механизм, который бы в принципе гарантировал нам, потребителям, что нам не нанесут серьёзный ущерб, а в случае нанесения такого ущерба нам его компенсируют.

Прекрасный механизм – институт саморегулирования в добровольном порядке и при этом у нас, у собственников, в помещении впервые возникает критерий для выбора, критерий для выбора управляющей компании необходимый, но может быть недостаточный, но необходимый, это первый признак, является членом саморегулируемой организации, управляющей компании или не является.

Конечно, я буду предпочитать ту управляющую компанию, которая является членом саморегулируемой организации. Это сфера действия малого и, в редких случаях, среднего бизнеса.

Что предлагают нам авторы? Авторы нам предлагают загнать в обязательном порядке в СРО все управляющие компании и, в том числе, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица через два года, успокойтесь, я это прочла, я всё очень внимательно прочла.

Из зала. (Не слышно.)

Хованская Г.П. Я вас не перебивала, когда Вы выступали.

Председательствующий. Коллеги, давайте дадим докладчику выступить.

Хованская Г.П. Минуту мне добавьте, потому что правда, она глаза, конечно, колет, безусловно.

Значит, вот этим документом мы разрушаем конкурентную среду, а не создаем её. Я прошу это понять, это очень серьезно. Мы предъявляем претензии к малому бизнесу. Если в базовом законе у нас всего 25 организаций могут организовать саморегулируемую организацию, да, и получить соответствующий статус, то здесь у нас с 25 до 100 увеличивается количество членов.

Дальше. Второе изменение, по сравнению с базовым законом, на основании которого уже сейчас идёт образование саморегулируемых организаций. Сейчас у нас взнос в компенсационный фонд от 3 тысяч, предположим, это мало, но тем не менее от 3 тысяч для индивидуальных предпринимателей, для юридических лиц он может быть больше, чем уставной капитал, там, 10, 20, 30, в зависимости от объёма бизнеса, от размеров этого бизнеса.

Что нам предлагают в этом документе? От 100 тысяч.

Вы знаете, вот такие нормы, они приведут, при наличии ещё обязательного членства, к выдавливанию малого бизнеса с этого рынка, к монополизации, к тому, что норма о том, что может быть вопреки решению общего собрания, вот нам понравилась управляющая компания, мы за неё, мы её выбрали, но она не понравилась тем, кто организовал СРО.

Они по каким-то причинам эту управляющую компанию исключают, и что, договор управления это основание для расторжения договора управления? Так извините, кто важнее, кто главнее, собственник или СРО?

Я всегда считала, что норма конституционная, она конституционная, да, о том, что собственник может владеть, пользоваться, распоряжаться единолично или сообща. Вот об этом сообща как раз и идёт речь, это общее собрание. Наша воля важнее, а не воля тех, кто вот сейчас предлагает такие, с позволения сказать, нормы.

Значит, помимо того, что нам навешивают 100 тысяч взнос в компенсационный фонд, нам ещё навешивают обязательное страхование. Скажите, пожалуйста, кто заплатит? Малый бизнес? Они итак многие лежат на боку, им помогать надо встать на ноги. Заплатим мы, потребители этих услуг. Это приведёт либо к уходу в сторону ТСЖ, тут отдельная проблема, о ней нужно отдельно разговаривать, да, потому что там тоже профессиональный уровень, он оставляет желать лучшего, либо мы будем платить.

Вот объясните своим избирателям, почему они должны заплатить за этот закон. Это не улучшение их условий, это ухудшение резкое этих условий. Делается всё, вот, к сожалению, я знаю всю подоплёку, уважаемые господа, с момента возникновения первой версии закона. Создали уже некие саморегулируемые организации, куда людей загоняют управляющие компании административным ресурсом, применяя его самым активным образом.

Ну что, это неправда, вы не знаете об этом? Вы прекрасно об этом знаете. Значит, это так называемый СРО, так называемые независимые структуры от власти являются просто каким-то отделом при муниципалитете или при субъекте Федерации, при органах власти субъектов Федерации.

Я вам могу привести пример, как это было в Москве. Заместитель руководителя Департамента ЖКХ господин Рыбальченко под угрозой того, что он лишит эту, эту, эту компанию бизнеса, требовал вступления немедленного и только в его СРО.

Ему это удалось, вот он 100 членов соберёт. Понимаете? Потому что они не хотят лишиться этого бизнеса. Вот, что происходит сейчас. Но разработчикам не хватает инструмента административного ресурса. Я об этом говорила на слушаниях. Я говорила: создать быстро некое национальное объединение можно либо применяя административный ресурс, так, либо вводя обязательное членство. Я вас поздравляю. Вот нам это и предлагают сегодня. И административный ресурс будет работать, и обязательное членство. Ну просто вот проектное разрушение. Я уже не говорю о таких мелочах, как ответственность в ЖСК, ТСЖ управляющих компаний за вред, независимо от вины. Вы вообще это понимаете? Независимо от вины вы будете отвечать.

Ну дальше. Предоставление коммунальных услуг. Ну, неужели разработчики не знают, что не они предоставляют, не управляющие компании коммунальные услуги, а есть ресурсоснабжающие организации, с которыми нужно заключать соответствующий договор. В общем, документ вдвое превышает с лишним сам Жилищный кодекс. С чем я вас не поздравляю. Документ очень неграмотный, непрофессиональный и вредный для наших избирателей, поэтому наша фракция будет голосовать против.