О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части оказания содействия гражданам в получении образования в негосударственных образовательных учреждениях

Председательствует Первый заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации О.В. Морозов.

Председательствующий. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания содействия гражданам в получении образования в негосударственных образовательных учреждениях». Докладывает Григорий Артёмович Балыхин. Пожалуйста.

Балыхин Г.А., председатель Комитета по образованию, фракция «Единая Россия». Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представляется для рассмотрения в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания содействия гражданам в получении образования в негосударственных образовательных учреждениях», внесённый группой депутатов Государственной Думы. Я сейчас выступаю и как один из авторов законопроекта, и как представитель Комитета по образованию.

Законопроект предусматривает предоставление гражданам возможности получения дошкольного и общего образования в негосударственных образовательных учреждениях за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ. И здесь имеются в виду расходы на оплату труда педагогических работников, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы в пределах, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

Данная мера, уважаемые коллеги, позволит сделать общее и дошкольное образование более доступным и расширить возможности родителей в выборе образовательных учреждений, что, безусловно, должно сказаться положительно на повышении качества образования.

Законопроектом дополняется полномочие субъектов Российской Федерации и муниципалитетов по обеспечению получения гражданами дошкольного и общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях.

Кроме того, я на это обращаю особое внимание, в законопроекте конкретизуется понятие «содержание детей в учреждении дошкольного образования» и впервые устанавливается, что содержание – это присмотр и уход, и должно позволить при расчёте нормативов затрат на содержание детей чётко определить перечень расходов, не связанных с реализацией образовательных программ.

Правительство Российской Федерации в официальном отзыве поддержало рассматриваемый законопроект. Комитет-соисполнитель – Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию законопроекта. Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний не имеет.

В комитет поступило 35 отзывов от законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации (все они положительные) и 47 – от органов государственной власти субъектов Российской Федерации (из них 44 – положительные).

Таким образом, все субъекты Российской Федерации, которые высказали своё мнение по законопроекту, его поддерживают.

Комитет Государственной Думы по образованию предлагает принять данный законопроект в первом чтении.

Спасибо.

Председательствующий. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов.

Есть ли желающие выступить? Есть.

Присаживайтесь, Григорий Артёмович.

Выступает Смолин Олег Николаевич. Пожалуйста.

Смолин О.Н., фракция КПРФ. Спасибо, уважаемый Олег Викторович.

Уважаемые коллеги, я прошу поддержать законопроект, и фракция будет его поддерживать, имея в виду следующее.

Первое. В России не бывает негосударственных детей. Все дети в России государственные – это дети России.

Второе. Когда нам говорят, что в России не бывает ничего бесплатного, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, поэтому всегда за образование нужно платить, я хотел бы напомнить, что, уплачивая налоги, мы один раз уже за образование заплатили, а те, кто требует сделать это второй раз, фактически выступают в роли мошенников, заставляющих нас платить дважды за одно и то же.

Третье, уважаемые коллеги. Я напомню, что когда-то аналогичная норма была в законе «Об образовании» 1992 и 1996 годов. Здесь, в этом зале, большинство Государственной Думы принимало закон № 122 будущий, и мы отстаивали сохранение этой нормы в законе «Об образовании». Тогда нам говорили, что закон единственно верный и менять его никаким образом нельзя, отступать от его концепции.

Потом, если вы помните, депутат Павел Воронин спрашивал у Михаила Зурабова: есть ли у него пистолет, и знает ли он как мужчина, что с пистолетом делают после принятия таких законов?

Мы рады, что Государственная Дума, наконец, исправляет очередную ошибку, допущенную в рамках печально знаменитого Закона о монетизации.

Наконец, последнее, уважаемые коллеги. Существует некоторое заблуждение, что в негосударственных школах учатся только дети богатых, это не так. В негосударственных школах учатся дети средних слоев, бывает, учатся даже дети из бедных семей, в тех случаях, когда эти негосударственные школы, например православные, существуют на пожертвования или гранты. Поэтому этот закон коснётся не только детей из обеспеченных семей. Когда мы, кстати, принимали Закон о монетизации, то элитные школы от этого никак не пострадали, потому что богатые могут заплатить независимо оттого, будет ли государство поддерживать эти школы. А вот люди с невысокими доходами заплатить за это не могут.

Наконец, самое последнее. Год назад мне довелось общаться с, пожалуй, самым известным футурологом современности Тофлером. Так вот, по мнению Тофлера, видимо не лишенному оснований, мы можем ожидать серьёзных новаций в образовании именно от негосударственного сектора, поскольку во всех странах он менее забюрократизирован, а в России и тем более.

Мы считаем, что этот законопроект принесёт пользу.

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, Булаев Николай Иванович от фракции «Единая Россия».

Булаев Н.И., фракция «Единая Россия». Уважаемые коллеги, действительно хотелось бы несколько слов сказать об этом законопроекте. И действительно норма такая была в законе 1992 года, и нормы, которые были в других законах, не обеспеченные финансированием, мы в 2000-м году получили, если не изменяет память, на 2 с лишним триллиона рублей, когда законы принимались, а денег под них не выдавалось. И, наверное, было время, когда мы вынуждены были по-честному посмотреть в глаза друг другу и сказать, что эти нормы в законах права на жизнь не имеют. И они были изъяты из законов.

Сегодня пришло другое время. Мы имеем другие бюджетные возможности.

И мы возвращаем не просто нормы мёртвые, которая была там норма. Она была, но она была мёртвой и никогда не работала.

Мы возвращаем в закон норму, которая является живой, под которую в настоящее время есть изменения в Бюджетный кодекс, которая позволяет не просто негосударственным вузам участвовать в конкурсах на бюджетные места, но и позволяет за эти бюджетные места получать государственное финансирование.

Законопроект, который мы обсуждаем, на самом деле, может быть, не столько важен финансово, сколько важен политически и социально. То есть мы в этом плане делаем конкурентное поле, на котором вынуждена работать сегодня система образования, а конкуренция за абитуриента огромная.

Я напомню две цифры. В 2007 году из 11-х классов было выпущено миллион 240 тысяч выпускников, а в 2011 году, если не изменяет память, около 800 тысяч. Это почти на 70 процентов меньше. А аккредитованных мест у нас сегодня в государственных и негосударственных вузах миллион 300 тысяч. То есть миллион 300 тысяч мест, а выпускников школ всего-навсего 800 тысяч. Поэтому борьба за абитуриента идёт достаточно жёстко. И, таким образом, вот борьба за конкурс, за бюджетные места, он тоже будет достаточно серьёзным, но не столь значимым.

И я хотел бы сказать, что создание равных конкурентных условий для системы негосударственного и государственного профессионального образования, ту, которую мы сегодня создаём, эту конкурентную среду, является очень важным.

В развитие этой же конкурентной среды работает и 83-й федеральный закон, который наши коллеги критикуют. Я бы хотел напомнить слова Олега Николаевича, которые он говорил. Когда 83-й федеральный закон шёл, он говорил о том, что создание этой конкурентной среды одинаково для государственных и негосударственных вузов создает большую опасность для негосударственного высшего профессионального образования.

Я надеюсь, что за этот законопроект, который мы ведём и который на сегодняшний день и государство может обеспечить бюджетным финансированием в полном объёме, будет принят Думой, единогласно всеми фракциями, потому что законопроект очень важен. И на самом деле в негосударственных вузах учатся дети не только богатых, там учатся дети нашей России. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. Так, выступления состоялись, я обращаюсь к представителям президента, правительства. Нет, они не настаивают. Настаивает ли докладчик на заключительном слове? Нет. По ведению в связи с данным вопросом? Смолин. Но только по ведению, коллеги, я прошу не комментировать выступления друг друга. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич.

Смолин О.Н. Уважаемый Олег Викторович, просто я даю две справки. Справка первая. Этот закон не про профессиональное образование, а про детские сады и школы. Справка вторая. Профицит бюджета в 2004 году, когда отменяли закон «Об образовании» в этой части, был значительно выше, чем в 2011-м. Спасибо за внимание.

Председательствующий. Коллеги, рассмотрели мы данный вопрос, выносим его на «час голосования».

Результаты голосования.

О.Н. Смолин на парламентском заседании раскритиковал практику «управляемой» статистики.

О. Смолин о реформе образования. Видео.