О проекте ФЗ № 143344-6 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Первое чтение (часть 1)

Председательствует Председатель Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкин.

Силуанов А.Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, министр финансов Российской Федерации.

Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты!

Сегодня мы рассматриваем подготовленный Правительством Российской Федерации проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

Бюджет – это важнейший инструмент социально-экономической политики государства, поскольку от его параметров зависят темпы роста экономики, инфляция, социальное благополучие наших граждан, ситуация на финансовых рынках. Бюджет учитывает и неопределённости в мировой экономике, создаёт страховые механизмы исполнения обязательств на случай возможного ухудшения макроэкономических ситуаций.

Проект бюджета, который мы сегодня рассматриваем, учитывает и финансовые ресурсы для выполнения указов президента Российской Федерации от 7 мая текущего года по ключевым направлениям развития страны, а также нацелен на повышение эффективности государственных расходов.

Остановлюсь на основных задачах бюджетной политики, которые учтены в проекте бюджета.

Первое. Снижается зависимость бюджета от доходов, получаемых от нефти и газа. Сегодня это половина всех доходов, поступаемых в федеральный бюджет. Это делает бюджет уязвимым от изменения конъюнктуры на сырьевых рынках.

Сегодня без учёта нефти и газа мы имеем дефицит бюджета в размере 10,7 процента валового внутреннего продукта. Проект бюджета на 2013-2015 годы позволяет снизить этот параметр и в 2013 году так называемый не нефтегазовый дефицит сократится на 1-процентный пункт и составит 9,7 процента ВВП. В 2014 году этот показатель будет уже 8,7 процента ВВП. В 2015-м – 8,4.

Бюджет составлен с учётом бюджетного правила, которое определяет базовую цену на нефть. Это принципиально важно, уважаемые депутаты, поскольку при макроэкономическом прогнозе, который учитывает цену на нефть в 2013 году в размере 97 долларов за баррель, мы посчитали бюджет, исходя из базовой цены 91 доллар за баррель. И принятие бюджетного правила, которое сегодня рассматривается в Государственной Думе, позволит снизить риски бюджета, снизить зависимость от нефти и газа.

Это очень важно в случае падения цены на нефть, чтобы нам не пришлось переписывать бюджет, снижая расходы. Самое худшее, что может быть, это сокращение наших обязательств, расторжение контрактов, невыполнение их в ходе исполнения бюджета.

Поэтому мы считаем, что бюджетное правило даёт основание для консервативного прогноза доходов и расходов бюджета, которые позволят преодолеть различные турбулентности в мировой экономике в случае их возникновения.

Сбалансированность федерального бюджета достигается при цене на нефть в 2012 году в размере 111,2 доллара за баррель, в 2013-м – 105,1 доллара за баррель с последующим снижением к 2015 году. Притом, что до кризиса сбалансированность бюджета при цене на нефть, это были совершенно другие показатели, около 25-30 долларов за баррель.

То есть сегодня мы в большей степени зависим от доходов, получаемых от нефти и газа. И поэтому снижение зависимости от таких доходов, это наш основной приоритет в макроэкономической политике.

Поэтому мы ещё находимся в зоне риска и делаем усилие, чтобы выйти из этой зоны.

Общий объём бюджетных расходов, как отношение к ВВП, в течение последующих лет будет постепенно снижаться и будет приводиться в соответствие с докризисными параметрами, то есть около 18 процентов от валового внутреннего продукта. На самом деле в нынешней ситуации все страны занимаются бюджетной консолидацией, только в основном страны занимаются консолидацией в результате больших объёмов накопленных долгов, а мы должны заниматься этим же процессом в результате большой зависимости доходов от цены на нефть.

Я приведу несколько цифр по другим странам. Если брать 2009 год и 2015. 2009 год – это первый год кризисный, кризисный год прошедшего кризиса. Посмотрим, насколько другие страны сократили свои расходы в бюджете расширенного правительства так называемого, включаемого и бюджеты регионов, и бюджеты внебюджетных фондов, если они есть. Так вот, в Германии за этот период, с 2009 по 2015 год, консолидация составит четыре процента ВВП, во Франции – 5,4, в Испании – 7,3, в Великобритании – 6,1 процента ВВП. У нас тоже общий объём сокращений расходов за этот период планируется на консолидированной основе около шести процентов ВВП. Но надо вспомнить, что в 2009 году мы существенно увеличили объём наших расходов в рамках антикризисной поддержки, увеличили объём расходов федерального бюджета с 18 до 24 процентов ВВП, то есть на шесть процентных пунктов. И до 2015 года мы этот объём расходных обязательств будем постепенно приводить в соответствие с нашими ресурсными возможностями, это абсолютно правильно.

Вторая задача – продолжить формирование подушки безопасности на случай возникновения ухудшения ситуации. Сегодня совокупный объём Фонда национального благосостояния и Резервного фонда составляет около семи процентов. Напомню, что до кризиса этот показатель составлял 16 процентов, и в период кризиса мы сократили объём наших резервных фондов до шести-семи процентов.

Поэтому мы считаем необходимым продолжить практику формирования резервов на случай ухудшения внешнеэкономической ситуации. На самом деле все нефтегазовые страны создают такие резервы.

Приведу несколько цифр. Норвегия. Фонд, который аккумулирует ресурсы от нефти составляет 130 процентов ВВП. Объединённые Арабские Эмираты – 162 процента ВВП. Саудовская Аравия – 80 процентов ВВП. Напомню, Российская Федерация сегодня – 7 процентов ВВП.

Поэтому мы предлагаем, конечно, мы не сторонники того, чтобы бесконечно наполнять этот фонд, мы предлагаем обсудить вопрос о том уровне, сверх которого средства, получаемые от нефти и газа, могли бы направляться на инфраструктурные проекты. Это как раз те законопроекты, которые мы сегодня с вами обсуждаем, поправки в Бюджетный кодекс. И это решение предстоит нам с вами принять в ближайшее время.

Третья задача бюджета. Это повысить эффективность расходов бюджета, сконцентрировав усилия на ключевых федеральных приоритетах. Какие это приоритеты? В первую очередь это решение важнейших социальных задач. Второе, это обеспечение национальной безопасности. И третье, это развитие инфраструктуры. Остановлюсь на каждом из них.

Бюджет остаётся социальным. Наш приоритет – это выполнение обязательств перед гражданами плюс повышение качества оказываемых бюджетных услуг, повышение заработной платы и стоимости услуг. Это лишь условия для того, чтобы обеспечить повышение качества услуг, таких как качество образования, качество здравоохранения, качество в оказании социальной помощи. Именно на это нацелены указы президента Российской Федерации от 7 мая.

Предусмотрены ассигнования на модернизацию ключевых социальных отраслей. Остановлюсь на них.

Первое. Здравоохранение. Мы в рамках трёхлетнего бюджета увеличиваем объёмы госзадания, и в этом госзадании увеличиваем объём заработной платы работникам бюджетной сферы. Могу сказать несколько цифр. В трёхлетке. Заработная плата увеличивается по здравоохранению, которое финансируется и переходит на принципы медицинского страхования, в 2013 году – на 25 процентов, в 2014-м – на 13, в 2015-м – на 17 процентов.

В 2013 году будет продолжено обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи и на эти цели будет выделено 55 миллиардов рублей, что больше, чем на 5 миллиардов рублей по сравнению с текущим годом.

В 2014 году эта сумма составит 50 миллиардов рублей, с 2015 года предоставление этих услуг будет оказываться за счёт медицинского страхования.

На развитие медицинской науки в 2013 году будет направлено 2,7 миллиарда рублей. Новая программа будет начата – «Развитие ядерной медицины». Мы начинаем финансировать, первые ассигнования пойдут уже в 2013 году. Это принципиально новый проект.

Образование. В сфере образования предусмотрено также повышение заработной платы работникам образования в 2013-2015 годах. Соответственно, в 2013-м – на 35 процентов, в 2015 году – на 30 процентов.

Предусмотрены средства на поддержку ведущих вузов Российской Федерации: в 2013 году – 37 миллиардов, в 2014-м – 17, в 2015-м – 17 миллиардов рублей. Предусмотрены ассигнования на развитие инфраструктуры федеральных вузов. Речь идёт о строительстве и реконструкции студенческих общежитий, корпусов учебных, бассейнов. Огромные средства предусмотрены: в 2013-м – 38 миллиардов рублей, в 2014-м – 20, в 2015-м – 31,8 миллиарда рублей.

Будет повышен в соответствии с указом президента и средний размер стипендий для нуждающихся студентов первых-вторых курсов. Речь идёт о том, что такие стипендии будут выплачиваться в сумме 6,3 тысячи рублей.

Около 100 тысяч обучающихся может получить эти стипендии. На эти цели предусмотрены соответствующие ассигнования.

Далее. Предусмотрены мероприятия, это тоже новация бюджета, раньше этого не было, на повышение академической мобильности студентов и преподавателей, обучения российских граждан в лучших мировых университетах. Будет проходить направление наших студентов в лучшие университеты. Это абсолютно правильно.

Культура. Будет повышена оплата труда в большей степени именно в области культуры, потому что, действительно наши федеральные учреждения культуры зачастую имеют более низкое обеспечение, чем региональные учреждения культуры. Поэтому на эту цель специально на последних этапах подготовки проекта бюджета было выделено дополнительно ещё 4 миллиарда рублей. Что это позволит? Это позволит увеличить фонд основному персоналу, фонд оплаты труда на 65 процентов, а общий фонд оплаты труда, с учётом всех работников, на 33.

Конечно, каждый работник будет получать ровно столько, сколько он внёс вклад в соответствующее дело оказания бюджетных услуг.

Это касается всех бюджетных отраслей. И определение «заработная плата каждому конкретному работнику» будет осуществляться, исходя из тех принципов, которые установлены в учреждении, будут устанавливаться соответствующим учреждениям.

По культуре. Продолжатся мероприятия по государственной поддержке кинематографии, поддержка и продвижение ежегодно не менее 10 национальных фильмов и 40 коммерческих фильмов. На эти цели предусмотрено в 2013 году 6 миллиардов, в 2014-м – 6 и в 2015-м тоже такая же сумма.

Будет создано пять центров культурного развития в малых и средних городах. На эти цели выделяются соответствующие ассигнования.

Следующий ключевой блок – это силовой. Мы полностью обеспечили средствами мероприятия по перевооружению армии и флота в соответствии с принятой государственной программой «Вооружение». Ещё совсем недавно у нас принятые программы «Вооружение» не обеспечивались в полном объёме финансированием. Сегодня, несмотря на значительный рост этой программы, полностью обеспечена ресурсом из федерального бюджета.

Учтены ассигнования на реформу денежного довольствия тем военнослужащим, тем сотрудникам правоохранительных органов, которые вступают в реформу, начиная с 2013 года.

Обеспечены индексацией пенсии с учётом инфляции и дополнительного роста над инфляцией.

Начата программа по совершенствованию инфраструктуры хранения, эксплуатации ракет, боеприпасов, взрывчатых материалов. Это, по сути дела, те решения, которые, уважаемые депутаты, вами принимались в ходе рассмотрения бюджета и прошлого года, и поправок в текущий год. И вот, начиная со следующего года, такая программа заработает. Это, по сути дела, реализация тех поручений, которые были высказаны в ходе рассмотрения бюджета предыдущих циклов.

Ежегодно будет увеличена численность контрактников, и соответственно будет снижаться постепенно количество призывников.

Обеспечена финансированием задача предоставления постоянным жильём военнослужащих. Мы долго тоже подходили к решению этой задачи и только в 2013 году предусмотрены все необходимые ресурсы для обеспечения в полном объёме программы постоянного жилья военнослужащим.

Следующее – инфраструктурная задача транспорта. Увеличатся объёмы дорожного строительства на 31 процент по сравнению с текущим годом. Будет построено 456 километров новых дорог, в 2014 году – 617, а в 2015 году – 724 километра новых дорог будет строиться в соответствии с теми ассигнованиями, которые у нас заложены в бюджете и в Дорожном фонде. Более 800 сельских населённых пунктов будут обеспечены круглогодичной связью, сетью автомобильных дорог с твёрдым покрытием.

Из крупных проектов, которые будут реализовываться, это завершится пусковой комплекс, железнодорожный комплекс, Беркакит – Томмот – Якутск. 22 миллиарда рублей на следующий год предусмотрено. Мы об этом проекте говорили уже, наверное, десяток лет. Я помню, когда мы обсуждали бюджет, столько этот вопрос поднимался, так в следующем году мы его завершим.

Будет осуществлено строительство и реконструкция 34-х аэропортов. Ключевая тоже задача для обеспечения связи между нашими городами.

Начнётся строительство трёх атомных ледоколов и четырёх дизельных ледоколов для обеспечения судоходства в Арктическом и Балтийском бассейнах. Никогда об этом не говорили, ведь атомные ледоколы мы не строили уже десятки лет. Сейчас заложена и начата реализация этого проекта.

В 2014 году начнётся строительство глубоководного транспортного узла на базе портов Находка и Восточный.

На цели устранения узких мест Московского транспортного узла также предусматриваются ресурсы как по линии РЖД, так и по линии дорожного строительства.

Сельское хозяйство. Принята Программа государственной поддержки сельского хозяйства. Будут увеличены объёмы производства скота, птицы, зернобобовых, зерновых культур, увеличится поголовье крупного рогатого скота, будут выделены средства на обновление парка сельхозтехники, будут начиная с 2015 года реализованы инновационные проекты в АПК в части приобретения современного оборудования и обновления материально-технической базы. И целый ряд других мер, которые содержатся в программе, полностью обеспечены бюджетным финансированием.

Следующая крупная задача, четвёртая, это обеспечение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации. Да, действительно, на субъекты Российской Федерации ляжет дополнительная нагрузка в предстоящей трёхлетке в связи с повышением качества услуг и необходимости обеспечения дополнительного финансирования этих услуг. Из федерального центра предусмотрена специальная поддержка регионам в виде дотаций на сбалансированность – по 100 миллиардов рублей ежегодно, бюджетные кредиты, мы на следующий год предусмотрели 75 миллиардов рублей, предусматривается по инициативе депутатов и реструктурировать часть бюджетных кредитов, с тем чтобы снизить долговую нагрузку на субъекты Российской Федерации.

Это мы с вами примем это решение при рассмотрении бюджета во втором чтении.

В ходе исполнения бюджетов мы, конечно, будем осуществлять мониторинг субъектов Российской Федерации, и не дадим допустить ситуации, когда субъекты смогут не справиться с теми обязательствами, которые у них есть. Это у нас создан специальный механизм мониторинга и обеспечения финансовыми ресурсами субъектов Российской Федерации в случае возникновения у них кассовых разрывов или финансовых разрывов в ходе исполнения бюджетов.

Будет усовершенствован механизм поддержки и стимулирования наиболее успешных субъектов Российской Федерации, достигших лучших результатов в привлечении инвестиций, роста налоговой базы, оказания социальной политики.

Уважаемые коллеги, ещё одна задача важнейшая. Это обеспечение устойчивости работы всей экономики в случае ухудшения ситуации на мировых рынках. Мы предусмотрели так называемые антикризисные меры в бюджете. Это тоже важная часть бюджетной политики.

В следующем году у нас зарезервировано около 200 миллиардов рублей, мы пока не довели эти объёмы до соответствующих министерств и ведомств с правом перераспределения этих средств, соответственно, с отчётом потом перед депутатами Государственной Думы.

У нас предусмотрены меры по поддержке банковского сектора. Мы сможем обменивать акции банков на облигации федерального займа в размере до 150 миллиардов рублей. Такая мера была у нас в рамках антикризиса прошлого года, мы ей не воспользовались, но, тем не менее, сочли необходимым предусмотреть такую меру на крайний случай.

У нас предусмотрено предоставление государственных гарантий на поддержку ключевых отраслей, ключевых предприятий экономики с тем, чтобы, в случае чего, подставить им плечо, а также возможность размещения Фонда национального благосостояния на депозитах Внешэкономбанка с тем, чтобы оказать поддержку ключевым предприятиям.

Уважаемые депутаты, в комитетах Государственной Думы прошло первое обсуждение проекта бюджета. Предложены меры по дополнительной поддержке ряда приоритетных направлений социально-экономического развития, как в 2013 году, так и в текущем году при уточнении бюджета текущего года.

Мы готовы работать по предложениям депутатов при рассмотрении проекта бюджета во втором чтении. Просьба поддержать в первом чтении и утвердить основные параметры бюджета, представленного Правительством Российской Федерации. Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Антон Германович.

Сергей Вадимович Степашин, председатель Счётной палаты Российской Федерации.

Степашин С.В., председатель Счетной палаты Российской Федерации.

Добрый день, уважаемые товарищи, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты!

Прежде всего хотел бы отметить, что проведена вами, Государственной Думой, как никогда, тщательная и, можно сказать, скрупулёзная работа по подготовке данного законопроекта для вынесения и рассмотрения его сегодня в первом чтении. Ну, по крайней мере, на моей практике, вы знаете, не первый год я работаю председателем Счётной палаты, такого серьёзного, внимательного, профессионального обсуждения, как на профильном комитете бюджетном, я имею в виду пять раз обсуждался этот вопрос, так и во всех остальных, у нас по 5-6 часов каждый аудитор находился в комитетах, давно не было.

Поэтому, Сергей Евгеньевич, я хочу вас за это поблагодарить. И, наверное, всех присутствующих и даже отсутствующих в этом зале.

Антон Германович сделал обстоятельный доклад. Поэтому в своём выступлении я хотел бы, как всегда мы это делаем, сосредоточиться на системных рисках, на наш взгляд, которые могут помешать исполнению данного законопроекта, особенно в части решения социально-экономического развития страны и реализации указов президента России от 7 мая сего года.

Применение бюджетного правила существенно снижает зависимость бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры и соответственно риски, которые вытекают из угрозы новой волны глобального кризиса. Бюджет, как вы знаете, об этом министр доложил, рассчитывался исходя из цены на нефть 97 долларов за баррель, а без учёта расходов на пополнение резервного фонда – 91. Прогноз разных агентств, мы их изучали в Счётной палате, по цене нефти на следующий год колеблется в интервалах от 84 до 124 долларов за баррель. То есть сценарий кризиса 2008-2009 годов для нашей страны на данный момент представляется маловероятным. Ну, кстати напомню, что в 2008 году цена на нефть упала до 37 долларов. В том числе и в соответствии с рекомендациями Счётной палаты при разработке законопроекта Министерством финансов, в целом правительства нашей страны просчитывался сценарий, когда цена на нефть падает до 80 и 60 долларов за баррель.

Такой сценарий у правительства есть.

В соответствии с бюджетным Посланием главы государства также проработан комплекс антикризисных мер, которые направлены на преодоление последствий, если такое, конечно, будет, резкого падения цен на нефть. Тем не менее сохраняют свою актуальность меры, которые могли бы повысить влияние нашей страны на динамику цен на углеводородное сырьё. К таковым, на наш взгляд, относится дальнейшая … рынков и маршрутов транспортировки нефти и газа, последний положительный пример – это «Северный поток», улучшение качества экспортируемой нефти, а также организация биржевой торговли нефтью и газом на территории Российской Федерации в расчётах в рублях. Мы нефтяная и газовая страна, почему мы должны кому-то подыгрывать, а не диктовать свои правила? Время, я думаю, для этого пришло.

Однако хотел бы обратить внимание и на ряд возможных рисков, которые связаны с применением самого бюджетного проекта. По оценке Министерства финансов России пополнение Резервного фонда до установленного уровня 7 процентов ВВП происходит как минимум до 2017 года, об этом доложил Антон Германович. Что это означает? То, что в течение пяти лет все дополнительные нефтегазовые доходы будут изыматься из экономики и складываться в бюджетную копилку. Такой, скажем прямо, консервативный подход оправдан, если в последующие годы действительно произойдёт резкое ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры. В обратном случае такое накопительство может оказаться чрезмерным.

В связи с этим было бы целесообразно, и мы с таким предложением обратились в правительство, я призываю здесь и к вашей поддержке, товарищи депутаты, было бы целесообразно и в дальнейшем по мере развития ситуации на мировых рынках обсудить возможность, я бы так корректно это сформулировал, снижения максимального уровня пополнения Резервного фонда.

Кроме того, согласно бюджетному правилу дополнительные нефтегазовые доходы расходуются не на финансирование дефицита бюджета, как вы знаете, а на пополнение Резервного фонда. В результате будет продолжаться увеличение госдолга, а также, что очень важно, расходы на его обслуживание, которые, кстати, к 2015 году увеличатся до 508 миллиардов рублей, что сопоставимо с расходами на образование. Одновременно будут увеличиваться внутренние заимствования, которые в следующем году превысят уже 1,2 триллиона рублей.

Это означает, что данные средства также будут изъяты из экономики и не будут использованы на кредитование реального сектора.

Поэтому, на наш взгляд, я имею в виду Счётную палату, целесообразно скорректировать практику применения бюджетного правила таким образом, чтобы в ходе исполнения бюджета суверенные фонды пополнялись не за счёт увеличения текущего дефицита бюджета.

Также нужно обратить внимание на проблему обеспечения прозрачности использования бюджетных остатков. В этом году, скорее всего их будет тоже, как и в прошлом, под триллион рублей.

По-прежнему актуальной остаётся проблема повышения доходности управления средствами суверенных фондов. В законопроекте, как вы слышали, планируется снижение данного показателя с 1,8 процента в 2011 году до 0,8 в 2013-м.

Между тем, в Бюджетном послании главы государства ставятся задачи повысить эффективность управлениями этими фондами, в связи с чем в Госдуму уже внесён законопроект о создании Росфинагентства.

Я думаю, при рассмотрении этого законопроекта нужно к этой теме вернуться, здесь я тоже обращаюсь к вам.

Благодаря применению бюджетного правила проект бюджета стал более жестким. Это очевидно. В нём появились дополнительные риски исполнения как доходных, так и расходных статей.

Так, например, предполагается существенное увеличение дохода от НДС за счёт улучшения администрирования данного налога. Ну вы знаете, что такое НДС на самом деле, мы 20 лет с ним мучаемся. Некоторые вообще считают, что его надо убрать.

В свою очередь оптимизация бюджетных расходов произведена в том числе за счёт снижения бюджетных ассигнований на инвестиционные нужды. Предполагается, что в 2013 году рост инвестиционной активности в реальном секторе будет поддерживать увеличение капвложений транспортных и энергетических компаний с госучастием. Основным источником финансирования данных инвестиций будет опережающее увеличение, вот обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, опережающее увеличение тарифов на товары и услуги данных компаний.

Опыт лета этого года, когда были разморожены тарифы естественных монополий, показывает сколь, я бы сказал даже не большое, а огромное влияние они оказывают на темпы инфляции, мы выходим из, видимо, прогнозного темпа инфляции в этом году, и что самое главное – рост цен для всех наших сограждан.

Между тем уже сейчас внутренние цены на природный газ для промышленных потребителей в нашей стране выше, чем в северных Американских Штатах.

Соответственно, остро стоит вопрос о повышении энергоэффективности обрабатывающих отраслей. Я не только про лампочки говорю, которые нам обещали поменять, судя по всему, не поменяли, но и о более серьёзных проектах.

Ну и, конечно, существуют вопросы по поводу увеличения непрофильных расходов естественных монополий. Я об этом говорил на бюджетном комитете. Кое-кто на меня резко обиделся. Даже про себя кое-что прочитал. Но это хорошо. Значит я прав.

В ходе наших проверок, вот Сергей Рябухин этим будет заниматься, мы будем уделять данному аспекту особое внимание. И вам тоже, уважаемые коллеги, доложим обязательно.

Таким образом, существуют риски недостижения к 2015 году, на наш взгляд, предусмотренных в прогнозе социально-экономического развития основных показателей инвестиционной активности. Между тем, такой показатель, как доля инвестиций в основной капитал в объём ВВП (22,3 процента в прогнозе) запланирован уже ниже целевой установки и затрудняет выход этого показателя в 2018 году на уровень 27 процентов, который… кстати, это предусмотрено, вы знаете, указом президента от 7 мая.

Без опережающего роста инвестиций невозможно решение системных задач по повышению конкурентоспособности национальной экономики, создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, увеличение доли высокотехнологических и наукоёмких отраслей.

По итогам 2011 года износ основных фондов, обращаю ваше внимание, составил 51 процент и увеличился в сравнении с предыдущим годом на 4,2 процентных пунктах.

Важнейшим инструментом снижения зависимости бюджетной системы от экспорта нефти и газа является также, и это очевидно, и об этом говорил министр и правительство в целом, диверсификация экономики.

Вот здесь я хотел бы как бы высказаться по такому вопросу.

Мы всё время себя пугаем и говорим: нефтяная игла, нефтяная игла, сидим на нефтяной игле, нефть – это плохо. Но кто сказал, что нефть, газ, природные ресурсы, которые нам дал создатель и природа, плохо? Мы плохо их реализуем в нашей промышленной экономике, в нашей экономической политике. Давайте поучимся у стран Ближнего Востока и у нашего северного соседа Норвегии, и тогда всё будет хорошо. Не может помешать то, что нам даёт сегодня возможность неплохо на самом деле.

Одновременно проект бюджета предполагает замещение бюджетных инвестиций на развитие такой высокотехнологичной отрасли как оборонка, извините за такой сленг, кредитами коммерческих банков под госгарантии. Я просил бы вас здесь внимательно послушать.

По мнению Счётной палаты данная мера может серьёзно осложнить техническое перевооружение предприятий этой отрасли в связи со сложностями обслуживания уже взятых кредитов. Системное решение проблемы возможно только в рамках создания федеральной контрактной системы, которая предполагает более тесную увязку гособоронзаказа с планированием потреблений Вооружённых Сил и контролем за эффективностью его использования. Сей закон будет внесён в Госдуму.

Я очень внимательно просил бы вас его посмотреть, чтоб мы из него не сделали обмылок 94-ФЗ, который замучил всю страну.

Вступление в ВТО также создаёт риски для развития ряда важнейших отраслей. В связи с чем в 2013 году на их поддержку предлагается дополнительно выделить 5 миллиардов рублей. Однако есть вероятность, уважаемые коллеги, что этих средств может оказаться недостаточно, особенно в отношении такой бюджетоёмкой отрасли как сельское хозяйство.

В связи с этим мы считаем обоснованным предложение комитета по бюджету о выделении дополнительных средств на техническое перевооружение села.

В перспективе аграрный сектор может стать важнейшим инструментом для наращивания экспорта и завоевания новых товарных рынков. Нет худа без добра, я про ВТО.

Наша страна сегодня, давайте говорить об этом реально, может стать одним из центров, по крайней мере в Европе, экологически чистых продуктов, а не то с биодобавками, что нам сегодня забрасывают на рынок, в том числе наши американские друзья.

Следует учитывать и региональный аспект вступления России в ВТО. Центры развития лёгкой промышленности, автомобилестроения, авиастроения, судостроения и ряда других отраслей, давайте говорить откровенно, могут столкнуться с серьёзными проблемами при формировании своих региональных и муниципальных бюджетов, тем более что в сфере межбюджетных отношений, я об этом буду более подробно говорить в Совете Федерации, содержатся наибольшие риски, с точки зрения реализации указа президента от 7 мая. Потому что даже по оценке Министерства финансов, Антон Германович, если я не прав, вы меня поправьте, пожалуйста, те 100 миллиардов, которые вы выделяете на трансферты, покрывают менее трети дополнительных расходов регионов. При этом законопроект предполагает общее сокращение объёма межбюджетных трансфертов. Расчёт делается на то, что дополнительные расходы регионов будут покрыты за счёт существенного роста их доходов, однако планируемые меры по укреплению собственной доходной базы регионов пока носит непоследовательный характер. Так, например, предполагается ликвидация части федеральных льгот по региональным и местным налогам при одновременной отмене налога на движимое имущество. Всё это неминуемо приведёт к существенному увеличению дефицита консолидированных бюджетов нашей страны.

Поэтому необходимо обратить особое внимание на необходимость обеспечения сбалансированности, несмотря на то, что из года в год об этом говорим, бюджетов наиболее проблемных регионов.

Приведу один пример. Я недавно был в Бурятии, проводили совместную коллегию с монголами. Так вот проанализировали мы ситуацию, связанную с тем, как жители Бурятии будут реализовывать указ президента. В 2013 году для того, чтобы его реализовать, им дополнительно потребуется четыре миллиарда рублей. Из федерального бюджета они получают 700 миллионов. С учётом этого дефицит бюджета Республики оценивается в сумму более 4,6 миллиарда рублей.

Одновременно региону может потребоваться и дополнительная финансовая поддержка для окончания наиболее приоритетных инфраструктурных проектов. К таковым можно отнести, например, проект строительства третьей очереди скоростного трамвая в Волгограде. Я благодарю, Антон Германович, что вы нашли 200 миллионов для закупки скоростных трамваев в Ленинграде для Волгограда. Три миллиарда на три года. 70 лет Победы советского народа в Сталинградской битве. Ну что, мы не найдём деньги что ли? Извините, как лоббист сейчас выступаю. Я не сталинградец, я – ленинградец. Поэтому я попросил бы ко второму чтению вернуться к этому вопросу.

И последнее, о чём я хотел бы сказать – это вопрос эффективности бюджетных расходов. Так, например, за восемь месяцев текущего года из … объектов ФАИП, подлежащих вводу, введён в эксплуатацию 161 объект, или 11 процентов. Именно поэтому Счётная палата поддерживает усилия правительства по переходу к программному бюджету. Но, к сожалению, пока из 41 госпрограммы полностью утверждены лишь четыре.

Завершая своё выступление, я хочу сказать, что мы будем контролировать исполнение бюджета вместе с вами. Я очень жду принятия закона о Счётной палате, поправок в Бюджетный кодекс, посвященных финансовому контролю, и закона о парламентском контроле.

(Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо, Сергей Вадимович. Присаживайтесь, пожалуйста.

Андрей Михайлович Макаров.

Макаров А.М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция «Единая Россия».

Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Добрый день, уважаемые коллеги!

Наверное, первое, что необходимо сделать, когда мы обсуждаем бюджет, это проинформировать вас о том, как высказались профильные комитеты, то есть те, кто на самом деле определяют, на что пойдут в бюджете деньги. И в этом плане я хотел бы сразу сказать, что мы получили 19 заключений от комитетов. 16 из них поддерживают принятие бюджета в первом чтении, 3 заключения не указывают вывода, они дают только замечания и предложения к данному бюджету. Но ни один комитет не предложил бюджет отклонить.

Мы получили заключение от Комитета по бюджету Совета Федерации и Комитета по обороне, которые поддерживают бюджет. Тут спасибо за добрые слова Сергею Вадимовичу. Так вот, за добрые слова, но сразу хочу сказать, что мы получили вот при этом обсуждении мнения учёных, мы получили заключения ведущих научных институтов страны. Должен сразу сказать, что мнения и замечания к проекту бюджета практически очень серьёзно совпадают с теми выводами, которые сделал комитет по бюджету в результате этого обсуждения. Мы обсуждали и заключение Общественной палаты, которое также выносится на ваше внимание.

Именно в этой связи и подводя, вот мне хотелось бы сразу, чтобы отойти вот от этой формальной части и перейти к анализу законопроекта, тем более он подробно изложен в выступлениях представителя правительства, в выступлениях Счётной палаты, я не буду повторяться, но мне бы хотелось, чтобы завершить вот эту формальную сторону, внимательно изучив все доводы, заслушав профильные министерства, заслушав экспертов, Счётную палату и вот всё это обсудив на комитете, комитет предлагает поддержать принятие бюджета в первом чтении и утвердить основные параметры бюджета.

Это тот общий вывод, который предлагает сделать комитет по бюджету.

Одновременно, на основании тех замечаний, которые были высказаны, комитет по бюджету предлагает Государственной Думе, принять проект постановления, который делится на три части. Это те меры, которые, мы считаем, необходимо сделать при рассмотрении бюджета во втором чтении, то есть непосредственно в данном законопроекте. Это те меры, которые целесообразно сделать по итогам исполнения бюджета за первую половину года, потому что сегодня мы не можем прогнозировать целый ряд серьёзных вопросов. И это те меры, которые необходимо сделать уже в этом году, не дожидаясь следующего года.

И тут я хотел бы сразу обратить внимание, что правительство пошло нам навстречу и у нас единая позиция, поскольку, как вы обратили внимание, уже в этом году есть средства от продажи акций Сбербанка, здесь есть средства – порог нефти и газа, есть и другие источники, которые были выявлены на комитете по бюджету.

Это позволяет нам решить очень многие вопросы, не дожидаясь наступления 2013 года, а решить их уже в этом году, в том числе, скажем, и многострадальная мера по поддержке села, о которой неоднократно говорила Государственная Дума, постановление о поддержке социального развития села. Там много мы будем сегодня обсуждать постановлений, я не хотел бы забегать вперёд.

И, наконец, мне хотелось бы, ещё, честно говоря, два вопроса, которые мне кажутся очень важны. Обычно, когда мы обсуждаем бюджет, и сегодня в зале наверняка всё это будет, хотя я понимаю, это не так интересно, если бы мы обсуждали имущество депутатов, зал был полным-полно, и там бы вот не было пустых камер. Но сегодня мы обсуждаем скучные вопросы. Но главное, когда мы обсуждаем бюджет, мы начинаем обсуждать проблемы экономики.

Я хотел бы обратить внимание на то, что бюджет – это тот сводный документ, который фиксирует результаты наших решений, который превращает законы в реальность, из пустых лозунгов и наполняет их финансовым содержанием.

Поэтому, наверное, перед тем, как обсуждать проблемы, по ним надо сначала принять решение, а потом уже выносить их на обсуждение в рамках бюджетного процесса.

И, наконец, последнее, на что хотелось бы обратить внимание – это, конечно, огромное спасибо Сергею Вадимовичу Степашину за великолепный анализ, который был проведён Счётной палатой, и блестящее выступление, после него очень сложно выступать.

Но сегодня, может быть, впервые в своей практике мне бы хотелось отметить, что спецификой рассмотрения бюджета в этом году является предельная открытость Министерства финансов, потому что Государственная Дума с приходом Антона Германовича Силуанова получила возможность получать любую информацию, от нас ничего не скрывали и мы получили то, что Государственная Дума при принятии предыдущих решений просто не знала.

Более того, мне кажется, что у нас переламывается тенденция, когда главным является отказать, а мы начинаем искать способ, каким образом не сказать «нет», а каким лучшим способом решить как сделать, то есть как решить тот или иной важный вопрос.

Кстати, у нас будет очень много замечаний, разногласий. Но мне бы хотелось обратить внимание, что это первый бюджет, который принимает новая Государственная Дума, это новое правительство, это новые министры и новые министерства. И мне очень бы хотелось, чтобы вот этот опыт был перенесён дальше, тем более, как справедливо было здесь сегодня замечено, нам с вами предстоит принимать бюджетное правило. Бюджетное правило, по которому рассчитан этот бюджет, даёт возможность проанализировать положительные и отрицательные моменты. Но нам с вами его принимать. И поэтому мы благодарны, что правительство согласилось перенести его рассмотрение после рассмотрения бюджета в первом чтении, чтобы оценить, какие результаты оно даёт для бюджета.

Нам с вами принимать закон, связанный с Бюджетным кодексом, о государственных целевых программах и нам с вами определять, каким будет влияние Думы на определение уже бюджетной политики. Сразу хочу сказать, что в постановлении мы предложили, что отныне основные направления налоговой политики перед тем, как направляться в правительство и обсуждаться там, должны быть направлены в Государственную Думу с тем, чтобы мы могли провести парламентские слушания с привлечением регионов и основные направления налоговой политики, они рассматриваются. На правительстве уже учитывали наше с вами мнение.

Наконец, мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что, наверное, нецелесообразно это распространить и на основные направления бюджетной политики, то есть это то, что нам предстоит делать, когда мы будем рассматривать поправки в Бюджетный кодекс.

И, наконец, роль депутатов в контроле за эффективностью расходов это то, что говорил Сергей Вадимович, закон о финансовом контроле в Бюджетный кодекс, последняя глава, закон «О парламентском контроле» и Закон «О Счётной палате». Нам предстоит его принимать в эту сессию. И я думаю, что нам с вами по существу решать, кем мы будем в бюджетном процессе: статистами или людьми, которые действительно в интересах своих избирателей решают эти вопросы.

Теперь, что хотелось бы сказать? Абсолютно правильно, что сегодня бюджет определяет главное, это риски. Необходимо устранить риски. И риски международные, я не буду о них на самом деле очень долго говорить, потому что об этом подробно говорили, но мы знаем, что бюджет 2006 года балансировался при цене на нефть 24 доллара, сегодня при 115-ти мы практически не можем его сбалансировать. Впервые в этом году зависимость от нефтяных доходов превысила 50 процентов и дальнейшее увеличение зависимости от нефти ставит под угрозу само существование экономики страны, строго говоря, суверенитета государства. В этой связи меры, направляемые на снижение зависимости, безусловно, мы обязаны рассматривать и обязаны учитывать.

Но единственное, что хотелось бы сказать, ведь, понимаете, одно дело взять доходы и положить их в кубышку, и считать, что это мера, которая поможет, другое дело, развивать экономику. Мне кажется, нам надо найти золотую середину, потому что ведь, знаете, действительно, как окажется, что мы сложим, а кризис не ударит. А чего они там лежать-то будут? Поэтому, я повторяю… но это следующие законы, это не закон о федеральном бюджете.

Ну и, наконец, мне хотелось бы обратить внимание на то, что мы с вами действительно к 2012 году преодолели последствия кризиса с точки зрения показателей по экономике, мы не преодолели его только по одному показателю: темпы роста. Темпы роста у нас серьёзно упали. Но нас с вами сегодня волнуют не только темпы роста, нас волнует качество этого роста.

Кстати, последний год мы развивались с вами в условиях достаточно тепличных. Под разговоры об угрозах кризиса, я хотел бы обратить внимание, что январь-сентябрь, на сентябрь у нас средняя цена по нефти – 111 долларов за баррель. У нас в прошлом году была цена 109, так падения-то не было, у нас идёт увеличение этой цены. Возьмите среднюю контрактную цену на газ. У нас с вами за первое полугодие 351 доллар за тысячу кубов, в прошлом году – 339, то есть опять же рост. То есть условия, в которых мы с вами прожили этот год, они тепличные, объективно они тепличные. Но смогли ли мы обеспечить вот этот вот качественный рост? Вот тот вопрос, на который надо ответить.

Кстати, давайте не будем забывать, мы не учли с вами своевременно, не учли возможности сланцевого газа в Америке, а он придёт сейчас в Европу, и он ещё дальше обрушит цены на наш газ. Мы не учли с вами возможности того, что… А кстати, 3 дня тому назад » Financial Times » опубликовала материал, что крупнейшая компания » Royal … Shell » и «ВР» обратились в Американское правительство с просьбой дать лицензию на продажу нефти в Европу из Соединённых Штатов Америки. Этого никогда не было. Но ведь это тоже колоссальные риски для нашего бюджета и не учитывать этого мы не можем.

Кстати, сразу говорю, забегая вперёд, о вопросах расходов на науку. Вот эти возможности у Америки стали возможны только потому, что они вкладывали средства в науку, только вкладывали частные компании. И вот эта добыча стала возможна благодаря научным разработкам, в первую очередь, из тех пластов, которые, считалось, раньше добывать и газ, нефть нерентабельно, сланцевый газ тому подтверждение.

Следующий вопрос, на котором бы хотелось обратить ваше внимание. Вы знаете, качество роста, к сожалению… Мы увеличивали очень серьёзно заработные платы, мы увеличивали расходы все эти годы, и это было основным средством борьбы с кризисом. Я уже сказал, что мы преодолели на самом деле по показателям вот тот рост, который у нас произошёл. Однако качество роста, которое определяется только расходами, нас не может устроить. А вот о качестве роста, к сожалению, приходится говорить, потому что это вопрос, вот я хотел бы привести в этой связи только один пример.

Вы посмотрите, прирост инвестиций в основной капитал планируется 7,2, 7,3, 7,9 – по годам, мы говорим о трёхлетке.

Ну, во-первых, честно говоря, не очень понятно, каким образом этот рост добьёмся с учётом оттока капитала, который происходит. Но главное, в данном случае, что мы с вами должны понимать, что даже этот рост не обеспечивает тех цифр роста ВВП, которые заявлены в бюджете. А ведь рост ВВП – это те же самые риски недофинансирования, риски того, что нам придётся сокращать расходы.

На самом деле именно поэтому комитет поддерживает позицию правительства о том, что, давайте сегодня будем максимально консервативны с точки зрения установления расходов. Будут дополнительные доходы, тогда будем их распределять. Потому что нельзя пойти по пути, с которым столкнулась сегодня Европа, когда они реально вынуждены сокращать социальные расходы, резать, то, что называется, по живому. Просто у нас, если это произойдёт, это будет иметь совершенно другие последствия.

Ну и, наконец, хотелось бы обратить внимание в этой связи на то, что риски, которые, мы говорим, извне, вот эти риски по цене на нефть, мы о них говорим много.

Мы не говорим с вами о рисках внутри. А риски внутри – это инвестиционный климат, это уважение к частной собственности, это создание институтов и это не проблема Бюджетного кодекса, то есть того закона, который мы сегодня обсуждаем. И вот с этими всеми вопросами нам придётся столкнуться в тех законах, которые мы будем обсуждать до конца сессии.

Поэтому в данном случае, ещё раз хотел подчеркнуть, мы поддерживаем позицию правительства, что надо бороться за эффективность бюджетных расходов. Мы не согласны с тем, что за эффективность бюджетных расходов можно бороться тем, что эти расходы просто не делать.

Кстати, я хотел бы обратить внимание, что экономист Рубени, я думаю, что все его знают, тот, который предсказывает кризисы несколько лучше, чем многие наши экономисты, говоря о политике, количественном смещении, которое сейчас проводится, сказал, что проблема состоит не в ликвидности, проблема в конкурентоспособности. Для нас проблема конкурентоспособности стоит гораздо острее, чем стоит в Соединённых Штатах Америки. Для нас эта проблема – качество здравоохранения, качество образования и наш человеческий капитал. Потому что это только то, что может решить наши задачи.

И в этой связи мы с вами рассматриваем 25 миллионов квалифицированных рабочих мест. Это задача, которая поставлена президентом страны. Можем мы её решить или нет? Мы должны её решить, потому что это единственная точка роста, которая позволяет на самом деле выполнять те обязательства, которые закладываются сегодня в бюджете.

И, наконец, хотелось бы в этой связи сказать. На самом деле можно говорить и об обслуживании долга. У меня осталось мало времени, к сожалению. Но действительно на самом деле очень сложно объяснить, когда мы занимаем на мировых рынках деньги, и половина из них совершенно справедливо идёт на обслуживание. Это дешёвые кредиты, это надо делать. А половина фактически транзитом направляется в Резервный фонд, занимаем где-то под шесть, сегодня по отчётам мы получаем доходность 0,8 процента. Я думаю, что это тот вопрос, который имеет смысл серьёзно обсуждать. Но я подчёркиваю это обсуждение не параметров бюджета и не того закона, о котором мы сегодня говорим. Нам надо определиться с этими вопросами и только после этого смотреть, каким образом править бюджет.

В этой связи хотел бы добавить ещё одно очень важное обстоятельство. Вы знаете, коллеги, я думаю, что бюджет – это всегда компромисс. Компромисс между теми рисками, которые возникают и гарантированным обеспечением тех обязательств, которые приняло на себя государство. Так вот, все социальные обязательства государства будут выполнены при любой цене на нефть и при любой экономической ситуации в мире.

Что касается указов президента, то поскольку здесь очень много было вопросов ко второму чтению и мы прописали это в постановлении, мы должны получить исчерпывающую информацию и решить вопрос: если там не хватает средств, значит, они будут безусловно добавлены. Я благодарю… (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Добавьте полминуты.

Да, если можно. Безусловно, коллеги, все необходимые средства в этой связи во втором чтении будут добавлены в бюджет. И тут у нас единая позиция с правительством. Просто мы хотели бы ещё раз проанализировать потребности и правильно говорит Сергей Вадимович о том, что здесь в первую очередь это проблемы региональных бюджетов. На федеральном уровне мы всё выполним. Но граждане у нас в стране одинаковые, независимо от тех регионов, в которых они живут.

Я приглашаю все фракции к совместной работе. Как показала работа в первом чтении, совместная работа эффективна.

Председательствующий. Спасибо, Андрей Михайлович.

Игорь Николаевич Руденский.

Руденский И.Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция «Единая Россия».

Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!

Комитет по экономической политике внимательно рассмотрел прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-15 годов, и отмечает следующее. Представленный прогноз является в основном сбалансированным. Документ содержит качественный анализ факторов, определяющих социально-экономическое развитие России на ближайшие годы. Остановлюсь на следующих принципиальных вопросах, которые, как нам представляется, должны найти своё отражение в рассматриваемом проекте закона «О бюджете».

Во-первых, необходимо обеспечить баланс между макроэкономической стабильностью и развитием. Государство просто обязано заниматься и тем, и другим. Все должны понимать, что без развития у нашей страны будущего практически нет. И поэтому комитет считает, что ко второму чтению бюджета необходимо рассмотреть вопрос об увеличении расходов, направляемых на технологическое развитие, в том числе по разделам «национальная экономика» и «образование», также увеличить расходы на НИОКР и науку.

Эти средства можно было бы изыскать, как здесь было сказано и как предлагает Минэкономразвития, за счёт снижения нормативной величины Резервного фонда до 5 процентов ВВП.

Во-вторых, приоритетом в сфере экономики должно стать решение задач, поставленных президентом в указе от 7 мая о долгосрочной государственной экономической политике.

Основным инструментом решения этих задач должны стать государственные программы. По существу это будут дорожные карты по достижению поставленных указом целей. В работе по их формированию и реализации должны принять участие и бизнес-сообщество, как мы считаем, и общественные организации, и депутаты всех уровней.

При этом крайне важно эффективно использовать каждый бюджетный рубль, вложенный в госпрограммы. Эти средства должны стимулировать и поддерживать исключительно отечественное производство.

Поэтому мы предлагаем, чтобы каждая государственная программа включала раздел по развитию соответствующей производственной базы.

Например, большие возможности имеются в госпрограмме по обеспечению граждан доступным жильём. Её реализация требует широчайшего спектра высокотехнологичных изделий и материалов, от счётчиков воды и систем энергоснабжения до средств управления в так называемых умных домах. Эта программа может стать практически локомотивом инновационного развития и промышленного роста в нашей стране.

В-третьих, необходимо предусмотреть средства на адаптацию промышленности в условиях ВТО.

Нашим комитетом совместно с комитетом по бюджету и профильными министерствами уже согласованы конкретные меры поддержки лёгкой и текстильной промышленности, авиапрома, агропромышленного комплекса, рыбохозяйственного комплекса и других отраслей. Соответствующие средства в объёме 5 миллиардов рублей на 2013 год уже заложены.

Необходимо, как мы считаем, предусмотреть, заложить эти средства и на 2014-й, и на 2015 год.

И чтобы не перегружать текст постановления Государственной Думы, предлагаемый список мер включён в заключение Комитета по бюджету и налогам.

Мы считаем, что во втором чтении указанные предложения без всяких изъятий должны быть включены в проект закона о бюджете, став его составной частью. Наш комитет эти поправки уже внесёт.

И самое, на наш взгляд, важное. Необходимо принять меры по повышению доступности дешёвых и долгосрочных кредитов.

Это главное, о чём просят сегодня практически все предприниматели и всё наше бизнес-сообщество. Без таких кредитов ни о какой серьёзной модернизации, инновации и конкуренции не может идти речи.

С учётом вышеизложенного Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и, конечно же, с учётом высказанных замечаний и предложений.

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Игорь Николаевич. Уважаемые коллеги, до перерыва у нас осталось ещё время, поэтому давайте перейдём к вопросам.

Владимир Иванович Кашин задаёт вопрос.

Кашин В.И., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ.

Уважаемый Сергей Евгеньевич, у меня к министру и председателю комитета вопрос.

Всем хорошо известно, и об этом говорили сегодня, что добрая половина доходов – это газонефтяные доходы. И мы за то, чтобы их было не только на уровне 7 триллионов, и можно 10-ть, если бы решить проблему, допустим, уровня рентабельности тех транснациональных компаний, которые у нас работают, перевести на уровень рентабельности там у них на родине, в том же Лондоне. Но вопрос мой не в этом.

Нам всем хорошо известно, что загрязнителями основными являются как раз добывающие компании, что касается и почвы, и воды, и так далее, и так далее. Вчера на слушаниях мы это в цифрах показывали. А выделяется всего в федеральном бюджете на окружающую среду 0,2 процента. Мы считаем, что это безобразие. И каким образом поправить нам эту ситуацию ко второму чтению?

Спасибо.

Силуанов А.Г. Уважаемые депутаты, абсолютно правильный вопрос.

Мы за то, чтобы такие компании, которые нарушают экологию, платили больше штрафов за соответствующие нарушения, и эти штрафы направлялись бы на очистку территорий от загрязнения. Это первое соображение.

Второе. Мы предусмотрели дополнительные средства в бюджете 2013 года, около миллиарда рублей, как раз специально на очистку тех территорий, которые были загрязнены в ранние сроки такими компаниями. Поэтому бюджет учитывает и финансы для решения этой проблемы, и мы считаем, абсолютно правильно вводить дополнительные штрафные санкции для таких компаний.

Председательствующий. Спасибо.

Рохмистров М.С., фракция ЛДПР.

У меня вопрос правительству. Я на комитете его задавал, но, к сожалению, ответа так и не получил.

У нас сложилась такая ситуация, что в рамках внесения в Государственную Думу проекта бюджета потом был внесён целый пакет законопроектов, которые существенно изменяют налоговое законодательство, и также заявление Федеральной налоговой службы, что они усилят фискальную нагрузку в части НДС и налога на прибыль, а также у нас поднимаются акцизы на моторное топливо. Но прогноз социально-экономического развития страны, роста потребительских цен и другие социальные параметры были рассчитаны, насколько я понял и Минэкономразвития, без учётов от этих законопроектов.

Можно ли озвучить эти параметры с уточнением того пакета законопроектов, которые сегодня внесены, потому что в этом случае нам надо пересматривать. Соответственно, следующий шаг – это пересматривать социальную часть, особенно в части субъектов, потому что Москва уже заявила, что они поднимут транспортный налог.

Силуанов А.Г. Уважаемые депутаты! Действительно внесённые законопроекты в области налогообложения пока ещё рассматриваются в Государственной Думе, и мы с вами сегодня принимаем основные параметры бюджета.

Да, действительно, у нас в правительстве проходили обсуждения налоговых инициатив, и мы немножко затянули с внесением этих законопроектов. Тем не менее в проектировках бюджета на 2013-2015 года учтены все доходы и в макроэкономическом прогнозе учтены последствия реализации налоговых законопроектов, которые сегодня рассматриваются. Поэтому все эти решения нашли отражение в проекте бюджета.

Председательствующий. Дмитрий Владимирович Савельев.

Савельев Д.В., фракция «Единая Россия».

Антон Германович, в Послании президента Российской Федерации в 2011 году Федеральному Собранию прозвучало предложение о децентрализации управления и перераспределении полномочий между различными уровнями власти в пользу корректировок налоговой системы в пользу регионов, что должно было стимулировать расширение собственной доходной базы и создание условий для привлекательного инвестиционного климата и социально-экономического развития территории.

Вопрос. Каким образом в проекте федерального бюджета на 2013 год и плановые периоды 2014 и 2015 годов финансово подкреплено перераспределение властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов?

Силуанов А.Г. Уважаемые депутаты. Этот вопрос на самом деле ещё пока находится в стадии обсуждения в Правительстве Российской Федерации.

Мы предлагаем передать часть полномочий в области контрольных функций, надзорных функций, которые сегодня закреплены за федеральным уровнем, субъектам Российской Федерации соответствующим увеличением субвенций, то есть средств, которые направляются на финансирование делегированных полномочий. Как только такие предложения будут сформулированы, мы представим их на рассмотрение Государственной Думы соответствующими финансовыми источниками.

Председательствующий. Спасибо.

Татьяна Николаева Москалькова.

Москалькова Т.Н. Уважаемый Антон Германович, сегодня проблемы объединения русского мира, проживающего за рубежом, является государственной приоритетной политикой. Мы должны в разы усилить наше культурное образовательное присутствие в мире, мы должны увеличить финансирование программ, связанных с укреплением русского языка, с программами, связанными с добровольным переселением соотечественников в Россию. При существующей миграционной политике мы рискуем к 2005 году превратиться в пустое пространство, судьба которого решается не нами, это не мои слова – слова Путина. И тем не менее в вашем бюджете практически обрезаются накануне Всемирного конгресса соотечественников все главные программы, связанные с поддержкой русского языка, работы Россотрудничества и миграционной службы для… (Микрофон отключён.)

Силуанов А.Г. Уважаемые депутаты, на самом деле в проекте бюджета нет никаких сокращений расходов на привлечение соотечественников из-за рубежа в Российскую Федерацию. На эту программу выделается около 200 миллионов рублей.

Кроме того, у нас предусмотрены средства для функционирования культурных центров за рубежом, которые сегодня находятся в ведении Россотрудничества, и эти ассигнования как были, так и предусмотрены с учётом индексации на последующие годы.

Председательствующий. Коллеги, время 12.00, сделаем получасовой перерыв.