О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Председательствует Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин.

Председательствующий. Докладывает официальный представитель Правительства, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Наталья Владимировна Третьяк.

Третьяк Н.В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.

Уважаемые депутаты! Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот».

Законопроектом предусматривается создание механизмов правовой и психолого-педагогической поддержки кандидатов, замещающих родителей, а также семей, уже воспитывающих приёмных детей. Закон предусматривает упрощение процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи. Также предусматривается уменьшение объёма отчётности опекунов и приёмных родителей, и увеличение с 1 января этого года размера единовременного пособия при передаче ребёнка в семью.

В частности, законопроект возлагает на органы опеки и попечительства обязанности по оказанию семье помощи в реализации и защите прав подопечных, а также помощи в получении услуг по социальному, медицинскому, психологическому или педагогическому сопровождению.

Также законопроект освобождает от обязанности проходить специальную подготовку лиц, которые уже являются усыновителями или опекунами и готовы принять в семью ещё детей.

Законопроектом исключается разница в возрасте. В настоящее время требование о наличии разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребёнком составляет не менее 16 лет. При этом суд вправе отказать в усыновлении ребёнка, если разница в возрасте не позволяет обеспечить ребёнку полноценное физическое, психическое, духовное или нравственное развитие.

Также законопроект сокращает срок обжалования решения суда об усыновлении с 30 до 10 дней. Сокращение срока, в течение которого ребёнок продолжает находиться в учреждении для детей-сирот, безусловно, положительно отразится на психологическом состоянии ребёнка и облегчит процесс его адаптации в семье усыновителей.

Также законопроектом увеличивается срок передачи ребёнка под предварительную опеку с одного до шести месяцев с возможностью продления указанного срока до восьми. Мы полагаем, что такая мера позволит во многих случаях предотвратить помещение ребёнка в организацию для детей-сирот до того, как будет подготовлен необходимый пакет документов для установления опеки или усыновления.

В части упрощения процедуры отчётности опекунов, законодательством исключаются требования о предоставлении ими документов, подтверждающих произведённые за счёт средств подопечного расходы на питание, предметы первой необходимости, предметы личной гигиены и прочие мелкие бытовые нужды.

Также в целях материальной поддержки граждан, которые усыновляют детей, требующих особой защиты государства и особой поддержки, устанавливается единовременное пособие в размере 100 тысяч рублей на каждого ребёнка при передаче на ребёнка в семью, в случае усыновления ребёнка-инвалида, ребёнка в возрасте старше 7 лет, а также детей, которые являются братьями и сестрами.

Для обеспечения указанной выплаты в федеральном бюджете будут предусмотрены следующие дополнительные средства: в 2013 году почти 438 миллионов рублей, в 2014 году более 518 миллионов рублей и в 2015 году 579,5 миллионов рублей. Принятие законопроекта позволит снизить число детей, оставшихся без попечения родителей и сократить контингент организаций для детей-сирот.

Уважаемые депутаты, прошу поддержать.

Председательствующий. Спасибо, Наталья Владимировна. С содокладом выступает первый заместитель председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Юрьевна Баталина.

Баталина О.Ю., фракция «Единая Россия». Коллеги, чем нам важен этот законопроект? Это законопроект один из ключевых, которые мы принимаем во исполнение указа Президента Российской Федерации, направленного на поддержку детей-сирот.

Вы помните, что именно с этого указа в декабре стартовала действительно серьёзная комплексная и масштабная работа по наведению порядка с сиротством в Российской Федерации.

Конечно, проблема комплексная и у нас в Государственной Думе работают и межфракционная рабочая группа под руководством Людмилы Ивановны Швецовой, и рабочая группа, которую возглавляет Сергей Иванович Неверов, которая в постоянном формате отрабатывает предложения, прежде всего, законодательные предложения, предложения для субъектов Российской Федерации с тем, чтобы эта проблема действительно сдвинулась с мёртвой точки и с тем, чтобы она решалась не частным образом, а комплексно, системно, чтобы многие вопросы, которые сегодня не имеют федерального отражения, нашли федеральное регулирование.

При всей значимости законопроекта, конечно, необходимо отметить, что он не в полной мере охватывает все те задачи и вопросы, которые поставил президент в своём указе. Поэтому мы рассчитываем на то, что ко второму чтению этот законопроект будет серьёзно усилен.

Что в нём должно появиться, на наш взгляд.

Во-первых, коллеги, когда мы говорим с вами о причинах такого плачевного положения дел с детьми-сиротами, мы понимаем, что одна из основных причин — это социальное сиротство. Если каждый год порядка 70 тысяч детей остаются без попечения родителей, имея живых родителей, это не нормально. Конечно, это болезнь, запущенная болезнь российского общества, это где-то и недостаточность мер поддержки государства, это где-то потеря духовности и нравственности, когда человек, который имеет, воспитывает детей, в то же время не осознаёт своей ответственности за их судьбу и ведёт себя ровно так, как считает нужным, и в дальнейшем доводит свою семью до того, что лишает попечения таких детей.

Поэтому я считаю, что ко второму чтению в этом законопроекте должно появиться понятие «сопровождение семей», понятие «помощи семьям», которые оказались в трудной жизненной ситуации. Это главное и ключевое, с чего мы должны с вами начать.

Очень важно сделать всё, чтобы сохранить ребёнку кровную, родную семью. И если эта семья действительно борется с трудностями, пытается с ними справиться, но у неё нет для этого достаточных возможностей, вот здесь должна включиться комплексная система сопровождения. Это должно быть и педагогическое, и психологическое сопровождение. Конечно, должны быть и меры необходимые материальной поддержки.

Это должно быть и медицинское сопровождение, и правовое, юридическое сопровождение. Самое главное, что подход к помощи такой семье должен быть индивидуальным и, конечно, он должен быть только добровольным. Невозможно никому оказать помощь, если человек сам от неё отказывается.

Второй момент. Когда мы говорим с вами о тех детях, которые сегодня воспитываются в учреждениях для детей-сирот, что мы видим? Что в основном это дети старше семи лет, это дети-инвалиды или дети, которые испытывают трудности в состоянии здоровья, и это дети, которые имеют кровных братьев и сестёр, потому что далеко не каждая семья готова взять их на воспитание. И мы сегодня должны сделать всё, и найти такие формы семейного устройства, и так стимулировать эти формы семейного устройства, чтобы и эти дети получили опыт семейной жизни, чтобы они были социализированы в рамках семьи и чтобы они смогли выйти во взрослую жизнь подготовленными. А значит, мы должны с вами проработать и систему сопровождения тех семей, которые взяли детей на воспитание.

К сожалению, не редки сегодня ещё возвраты детей в учреждения. Это страшная психологическая травма для ребёнка. Для того чтобы этого не происходило, нужно понимать, что несмотря на то, что родитель взял на себя ответственность за ребёнка, он может нуждаться в помощи, и не нужно ему в этой помощи отказывать. Поэтому такая же система сопровождения должна действовать и для тех семей, которые взяли ребёнка на воспитание.

Есть и другие вопросы, которые, на мой взгляд, должны быть отражены в этом законодательном акте. Но самое главное то, что тот надзор мер и предложений, которые есть в проекте закона, который мы сегодня рассматриваем, отвечает требованиям указа президента, а это значит, что планомерная работа по его реализации у нас ведётся. И мы надеемся на успех в этой работе.

Смолин О.Н., фракция КПРФ. Уважаемая Наталья Владимировна, уважаемая Ольга Юрьевна! Очень хорошо, что закон принимается под влиянием указа президента, хотя очень бы хотелось, чтобы Дума и правительство принимали такие законы и по собственной инициативе, независимо от указов президента.

Конечно, закон заслуживает поддержки. Причём дважды: и в части материального стимулирования (хоть и говорят «обеспечения»), хотя, может быть, 100 тысяч недостаточно; и в части дебюрократизации.

Мой вопрос вот о чём. Здесь прозвучала идея, что семьи, усыновившие детей, нуждаются в социальном сопровождении. Это правильно. Но ещё более в социальном сопровождении нуждаются дети, которые выходят из детских домов или из приёмных семей.

Вопрос. Ко второму чтению (либо в рамках отдельного законодательного акта) можем ли мы рассчитывать на то, что будет внесён проект, предусматривающий социальное сопровождение после детских домов и приёмных семей?

Спасибо.

Третьяк Н.В. Олег Николаевич, спасибо за вопрос.

Действительно, этот вопрос обсуждался. И мы уже сейчас ищем конкретные формулировки, предполагающие закрепление на уровне законодательного акта таких механизмов.

Председательствующий. Ольга Юрьевна, добавите?

Баталина О.Ю. Я могу дополнить. Безусловно, вы очень важный вопрос подняли, Олег Николаевич. Потому что по-разному складывается судьба выпускников детских домов, и в значительной степени она зависит от того, насколько они готовы к взрослой жизни. Поэтому вопрос постинтернатного сопровождения — это целый комплекс мер, который должен быть организован и реализован на базе, как минимум, действующих учреждений. Это могут быть, прежде всего, учреждения, работающие в сфере социальной защиты, это могут быть те же самые учреждения, которые работают сегодня в системе образования. Но мы обсуждали этот вопрос с Министерством образования. Действительно, будем прорабатывать нормативное регулирование, не обязательно только в форме этого федерального закона, но и в рамках тех возможностей, которые есть у правительства, в частности постановления правительства, которые будут регулировать этот вопрос.