Председательствует Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин.
Минх Г.В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе.
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется проект федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», внесённый Президентом Российской Федерации. Хочу вам напомнить, что в декабре прошедшего года во время Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации обеим палатам, было заявлено о том, что необходимо проанализировать возможность возврата к существовавшей ранее «смешанной» так называемой избирательной системе, когда половина состава депутатского корпуса избирается, как и сейчас, по спискам партийным, а 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, на которые делится вся территория Российской Федерации.
Предлагаемая модель сегодня вашему вниманию — это результат анализа того, как развивалась практика применения действовавшего в настоящий момент закона о выборах депутатов Государственной Думы, анализа тех плюсов и минусов, которые были получены в рамках применявшейся ранее смешанной системы, и с учётом этого предлагается целый ряд достаточно, на наш взгляд, интересных и актуальных новелл.
Суть этих новаций заключается в следующем. Как я уже сказал, во-первых, половина депутатского корпуса избирается по одномандатным избирательным округам. Принцип очень простой, он и ранее существовал: один депутат от одного округа. Вторая половина депутатского корпуса избирается в соответствии с теми правилами, которые, в принципе, применяются сейчас. И избрание осуществляется по единому федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за те или иные федеральные списки кандидатов.
Далее. На территории Российской Федерации, как я уже сказал, образуется 225 одномандатных избирательных округов, и, соответственно, на территории этих округов будут формироваться окружные избирательные комиссии. Избирательные округа будут формироваться на основе такой условной единицы — это единая норма представительства избирателей. Это означает, что количество избирателей, зарегистрированных на территории Российской Федерации, делится на 225. В настоящее время, если брать последние федеральные выборы, количество зарегистрированных избирателей примерно равно 110 миллионам человек. И, соответственно, если поделить на 225, то получаем цифру, близкую к 490 тысячам. Это и будет та самая единая норма представительства избирателей. И поэтому предполагается, что округа должны быть примерно равны по числу избирателей и приближаться к этой цифре.
Безусловно, возможность отклонения предполагается, потому что округа будут нарезаться, в том числе, исходя из административно-территориального деления, и поэтому люфт возможен в пределах 10 процентов. В местностях, где население малочисленное, этот люфт возможен до 15 процентов. Единственное такое существенное исключение — это те субъекты Российской Федерации, численность избирателей на территории которых ниже этого условного числа.
И принцип такой, что на территории каждого субъекта Российской Федерации должен быть образован как минимум один избирательный округ. У нас есть субъекты Российской Федерации, где численность избирателей, ну, я бы сказал так, ниже 40 тысяч человек, и соответственно это будет один избирательный округ. Но это, повторюсь, исключение, для того чтобы всё-таки мы чётко могли понимать, что от этой территории, и не просто территории, а субъекта Российской Федерации, а это серьёзная территория с серьёзным правовым статусом, в том числе и политическим, и здесь предполагается как минимум наличие одного представителя от этой территории.
Далее. На выборах депутатов Государственной Думы кандидаты могут выдвигаться по двум принципам: первый — это самовыдвижение кандидатов и второй — выдвижение кандидатов политическими партиями в составе федеральных списков кандидатов.
Политическая партия вправе наряду с членами этой политической партии выдвинуть кандидатами в депутаты также и беспартийных граждан. Но устанавливается лимит: число беспартийных граждан в федеральном списке кандидатов не может превышать 50 процентов от общего числа кандидатов.
Кроме того, политическая партия не вправе выдвигать кандидатами тех граждан, которые являются членами иных политических партий. И политическая партия не может включать в свой список кандидатов, которые выдвинулись в порядке самовыдвижения. В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 300 кандидатов.
При этом требования к федеральному списку кандидатов следующие. В федеральный список могут включаться кандидаты, которые выдвинуты политической партией по одномандатным избирательным округам, и федеральный список, как и сейчас, разделяется на общефедеральную и региональную части. Наличие общефедеральной части тоже, как и сейчас, необязательно. В общефедеральной части списка, так же, как и сейчас, не более 10-ти кандидатов. В региональной части списка должно быть не менее 35-ти региональных групп кандидатов. При этом при отсутствии общефедеральной части в списке кандидатов они включаются в федеральный список кандидатов. Региональная часть списка должна покрывать, охватывать всю территорию Российской Федерации.
Региональные группы кандидатов могут соответствовать как нескольким граничащим между собой субъектам Российской Федерации, так и одному субъекту Российской Федерации, а, может быть, и части его территории. Речь идёт, конечно, о наиболее многолюдных субъектах Российской Федерации.
Устанавливается норма регистрации федерального списка кандидатов и кандидатов, которых выдвинула политическая партия, осуществляется без сбора подписей избирателей.
В отношении кандидатов, которые были выдвинуты в порядке самовыдвижения, устанавливаются следующие требования. Необходимо собрать не менее 0,5 процента подписей избирателей от общего числа избирателей на территории избирательного округа, и указанные избиратели должны быть зарегистрированы на этой территории. В том случае если на территории избирательного округа зарегистрировано менее 100-а тысяч избирателей, то кандидат должен собрать не менее 500-т подписей избирателей.
Регламентируются также отношения по проведению предвыборной агитации. Ну, здесь как относительная новелла то, что агитация может проводиться в средствах массовой информации, в сетевых изданиях, всё остальное в принципе не очень сильно отличается от действующей редакции.
Второе. Тоже новеллой является следующее, что эфирное время, которое предоставляется в рамках так называемых совместных агитационных мероприятий, в случае если одна из сторон отказывается от участия в таком совместном мероприятии, то это время изымается у этой отказавшейся стороны. В настоящее время, как вы знаете, можно это время использовать на демонстрацию своей агитационной продукции в виде тех же рекламных роликов.
Третье. Политические партии, которые выдвинули кандидатов только в одномандатных избирательных округах, им время эфирное, печатная площадь и услуги по размещению предвыборных агитационных материалов в сетевых изданиях не предоставляются. По-прежнему эфирное время и печатная площадь будет предоставляться как бесплатно, так и на платной основе.
Кроме того, в законопроекте достаточно подробно регламентируется формирование и размеры избирательных фондов. Для проведения своих избирательных кампаний политические партии, которые выдвинули федеральные списки кандидатов, а также кандидаты, которые выдвинуты по одномандатным избирательным округам, создают избирательные фонды. Избирательные фонды могут создаваться и региональными отделениями тех политических партий, которые выдвинули списки.
Для создания избирательного фонда, как я уже сказал, в федеральных списках должны быть региональные группы кандидатов. И региональные группы, они должны соответствовать либо субъекту, либо части территории субъекта. И в этом субъекте или его части должна действовать соответствующая региональная структура политической партии. И создание избирательных фондов партиями, которые выдвинули кандидатов только по одномандатным избирательным округам, не предусматривается.
Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 700 миллионов рублей. Предельная сумма расходов из средств избирательного фонда кандидатов в депутаты не может превышать 15 миллионов рублей. Предельная сумма расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии может составлять от 15 до 100 миллионов рублей. Это зависит от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Предусматривается то, что в целях повышения гласности, открытости и большего контроля за процедурой проведения выборов, в помещениях для голосования могут устанавливаться средства видеонаблюдения и трансляции изображения.
Далее, предусматривается, что возможно через такие технические средства вести непрерывную трансляцию в сети Интернет как хода голосования, так и процедуры подсчёта голосов избирателей.
В законопроекте предусматриваются нормы, которые регулируют порядок изготовления избирательных бюллетеней, процедуру самого голосования и распределения депутатских мандатов. Предусматриваются, так как система смешанная, два вида избирательных бюллетеней — это избирательный бюллетень для голосования по федеральному избирательному округу в рамках пропорциональной избирательной системы и второй вид — это избирательный бюллетень для голосования по одномандатным избирательным округам. В случае регистрации более 20 федеральных списков кандидатов, а по одномандатному избирательному округу в случае регистрации более 30 кандидатов, избирательный бюллетень может быть изготовлен в форме брошюры.
Избранным по одномандатному избирательному округу признаётся кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, от принявших участие в голосовании.
По федеральному единому избирательному округу к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, которые набрали 5 и более процентов голосов избирателей, от числа принявших участие в голосовании.
И депутатские мандаты распределяются следующим образом: между федеральными списками кандидатов пропорционально количеству набранных голосов, а затем уже внутри каждого списка в соответствии с методикой, которая предлагается в законопроекте.
Уважаемые депутаты, мы полагаем, что эти инициативы позволят повысить связь депутатов с территориями, непосредственно с населением и дополнить уже ту имеющуюся технологию проведения выборов и распределения депутатских мандатов, которые существуют сейчас, ещё также теми моментами, которые связаны с формированием одномандатных избирательных округов.
Прошу вас поддержать президентскую инициативу и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо.
Смолин О.Н., фракция КПРФ. Уважаемый Гарри Владимирович, как человек, пять раз побеждавший в одномандатных округах, в том числе даже в Совет Федерации первого созыва, я точно знаю, что именно при этой системе ещё большее влияние имеют деньги и административный ресурс. Но вопрос мой немножечко о другом.
Статья 70 законопроекта устанавливает крайне жёсткие ограничения на участие некоммерческих организаций в финансировании избирательных кампаний в Государственную Думу. Более жёсткие, чем сейчас, более жёсткие, чем были в 2003 году. Практически финансирование выборов этими некоммерческими организациями невозможно. Между тем, мы прекрасно понимаем, что большинство организаций в области образования, медицины, науки и культуры созданы именно как некоммерческие. Результат понятен: у нас лоббистов водки, газа, нефти, табака и так далее оказывается много больше, чем науки, культуры, образования, здравоохранения. Вопрос: не потому ли мы имеем такие низкие показатели индекса развития человеческого потенциала — 71 место, и готовы ли авторы ослабить ограничение для отечественных некоммерческих организаций… (Микрофон отключён.)
Минх Г.В. Уважаемый Олег Николаевич, хотел бы обратить внимание на некую внутреннюю противоречивость. Если вы говорите, что одномандатная избирательная система, она исключительно подвержена и слаба… подвержена тлетворному влиянию разных неправомерных подходов, то ваши победы пять раз всё-таки опровергают ваш же собственный тезис. Потому что я другого объяснения дать не могу. Это, во-первых.
Во-вторых, если мы говорим о некоммерческих организациях, вы знаете, что их правовой статус, он как был, так и есть и определяется очень жёстко, что они могут использовать те финансовые ресурсы, которые у них есть, только на уставные цели. Вот и всё. Поэтому здесь мы в этом плане никакой новизны не предлагаем.