Председательствует Председатель Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкин.
Смолин О.Н., фракция КПРФ. Уважаемая Татьяна Алексеевна, мой вопрос политико-экономический.
По данным Счётной палаты, в последние годы Россия регулярно размещает свои финансовые резервы в иностранных ценных бумагах под 0,7 процента, одновременно мы занимаем деньги под 6,5-8,5 процента. Экономически это бессмысленно, вероятно, имеется в виду смысл политический: берём, пока дают, и одновременно делаем заначку на чёрный день, считая, что во время кризиса уже не дадут ничего. При этом расходы на обслуживание госдолга растут с каждым годом за счёт прежде всего расходов социального характера. Шаги в лучшую сторону, которые делает этот законопроект, очень слабые.
Вопрос: как Счётная палата оценивает политико-экономическую эффективность такой финансовой стратегии? Правильно ли сначала искусственно увеличивать дефицит бюджета, затем направлять на его погашение дополнительные доходы, притом что социалка, образование, наука, здравоохранение, культура в России недофинансированы практически вдвое? Не нужно ли в следующем году менять такую финансовую стратегию?
Спасибо.
Голикова Т.А. Олег Николаевич, спасибо за вопрос. Но вопрос вы поставили на самом деле очень многоплановый. Конечно, наверное, справедливо возникают вопросы к такого рода размещению, но на данный момент нам представляется, что это эффективно.
Что касается сокращения расходов по тем или иным статьям, то в значительном количестве случаев это сокращение расходов происходит не при планировании бюджета, сокращение расходов происходит при исполнении бюджета. Сейчас и министр финансов, и я говорили о том, что достаточно большой объём средств перераспределяется, например одиннадцать с лишним миллиардов рублей по здравоохранению. Давайте зададимся вопросом: эффективно перераспределяется или неэффективно? И такие примеры можно приводить по значительному количеству распорядителей, которые работают в социальной сфере. Здесь нельзя однозначно охарактеризовать подходы к формированию бюджета по тем или иным социальным расходам.
Более того, когда бюджет 2014 года рассматривался в первом чтении, я уже говорила о том, что расходы на здравоохранение существенно сокращаются и реально нужно создавать механизмы для того, чтобы не допустить снижения доступности и качества медицинской помощи. Вот на эти проблемы надо обращать внимание.
Что касается обслуживания внутреннего долга, я не знаю, услышали вы или нет, что расходы на него в данном законопроекте сокращаются на 30 миллиардов рублей. Тот объём государственного внутреннего долга, который был изначально запланирован правительством при формировании и утверждении бюджета на 2013 год, будет существенно уменьшен по сравнению с тем, что предлагалось, и это в том числе связано с тем, что Минфин не будет привлекать средства на внутреннем рынке – ситуация складывается таким образом, что он не сможет это делать, как изначально предполагалось.
Результаты голосования в третьем чтении.